Денис Крюков — психолог онлайн
помощь в решении личных и семейных проблем
гармонизация отношений в паре
решение конфликтных ситуаций
выход из жизненного кризиса
Здравствуйте,
уважаемые читатели и гости моего блога!
Мы с вами продолжаем разговор о причинах того, почему очень сложно изменить свою жизнь.
В предыдущей статье я рассмотрел 5 причин. Кратко их перечислю:
- Вера в то, что жизнь можно изменить, меняя лишь ее внешнюю сторону.
- Цепляние за уже существующую относительную комфортность (сносность) жизненных обстоятельств.
- Зависимость от сложившихся привычек, шаблонов, стереотипов поведения и мышления.
- Активность бессознательных, т.е. скрытых от нашего сознательного Я психических сил и факторов.
- Чрезмерная зависимость от значимых людей.
- Судьба.
В данной публикации я представлю еще 8 причин, приведу некоторые примеры из своей практики психолога-консультанта
и прокомментирую их. Итак, …
Как поменять жизнь
и что этому мешает
(продолжение)
- Перенесенные ранее психологические травмы
Психологическая травма – это сильное, эмоциональное переживание. Сформировавшееся как ответ на негативно-значимое событие. Оставившее глубокий отпечаток в психике человека.
Это то, что потрясло человека до глубины души и ранило ее.
Пример:
Мужчина 48 лет, назовем его Т., 3 раза был женат, и 4-й брак трещит по швам тоже.
В результате психологического анализа выясняется, что в 5-летнем возрасте пережил развод родителей.
Для него это был травматический опыт.
Сам Т. почти ничего не помнит, но сильные переживания живут в его бессознательном и влияют на него.
Так, он всегда очень боится, что супруга ему изменяет.
Поэтому он неусыпно ее контролирует, заставляя каждый вечер отчитываться в том, где и с кем она была в этот день.
Вот почему все его браки длились не более 2-х лет — всякий раз эффект Пигмалиона приводил к реализации негативных ожиданий.
Т. не узнал того, как поменять жизнь в лучшую сторону, пока не проработал свою психологическую травму со мной с помощью специальных психологических техник и методик.
Психологическая травма часто провоцирует формирование невроза и связанных с ним невротических паттернов поведения (пример – чрезвычайная подозрительность и ревнивость Т.).
Это в свою очередь делает поведение, мышление и эмоциональную жизнь человека очень непластичными и стереотипными.
Такой человек постоянно наступает на одни и те же грабли, его жизнь при всем кажущемся внешнем разнообразии, всегда развивается по одному и тому же чужому сценарию.
Кроме того, перенесенные душевные травмы формируют ряд мощных психологических защит, препятствующих каким-либо жизненным изменениям.
Они создают психологический панцирь, частично или полностью останавливающий развитие человека.
С психологическими травмами тесно связано такое явление, как «застраивание в прошлом».
В этом случае человек постоянно живет событиями прошлого, что, конечно же, мешает ему изменяться и находить новые смыслы жизни.
Впрочем, многие психологи считают, что психологические травмы и травматический опыт есть почти у всех людей, при этом не всегда травма является тормозящим развитие личности фактором.
Просто на одних она влияют очень негативно, у других удачно вписывается в их жизнь, практически не влияя на нее, а у некоторых даже способствует их творческому развитию.
- Низкий уровень психологической культуры
Многие из нас не осведомлены об элементарных основах функционирования психики.
Многие не владеют даже минимумом психологических техник, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления самых простых изменений в жизни.
Так, например, многие из нас не могут установить нормальные бесконфликтные отношения с окружающими.
Не умеют стабилизировать свою психику во время стресса. Живут, в общем-то, бессознательной упрощенной жизнью, практически не отдавая отчет в том, что происходит вокруг.
Многие вообще не знают, что можно как-то регулировать психику (и что такое психика, и что она есть вообще), развиваться, управлять некоторыми психическими процессами, осуществлять психологическую самопомощь.
Они постоянно откладывают поход к психологу. Да и вообще не догадываются, что есть такой эффективный способ решения психологических проблем.
Психологическая слепота делает развитие и изменения в жизни в лучшем случае неосознанными, не целенаправленными. В большинстве же случаев – это ключевой стоп-фактор развития.
- Недостаточный уровень самосознания и самопонимания
Мы плохо знаем себя. Слабо ориентируемся в своих мотивах, ценностях, не знаем толком, чего же мы хотим от этой жизни, а если и знаем, то только на уровне абстрактных представлений, типа: «Я хочу быть счастливым!».
Пример:
Один человек, достигнув 40-летнего рубежа, задумался вопросом, — как поменять жизнь, порядком его уже утомившую.
Он решил порвать с карьерой финансиста и заняться собственным делом. После нескольких бесплодных попыток раскрутиться в разных сферах бизнеса, он потерял все свои сбережения
(читайте об этом: Ошибки в бизнесе, несущие ему смерть)
И только после нескольких встреч с психологом, после качественного и своевременного анализа своих глубинных ценностей и мотивов, он осознал, что искал себя не в той сфере.
Тут вспомнилась с детства забытая мечта стать художником.
С этого момента его жизнь круто изменилась – он стал успешным дизайнером, создавая качественные и уникальные проекты загородных домов.
В новом для себя амплуа он, наконец, обрел счастье в самореализации и сумел коренным образом изменить свою жизнь.
Пример хорошо показывает, что, только при достижении необходимого уровня самопознания личности, ее самоосознания и самопонимания, только разобравшись в себе, можно направить свою жизнь в новое русло.
Большинство же из нас так и живет, следуя навязанным, по сути – чуждым ценностям, целям и стереотипам.
И, естественно, при таком положении дел, думать о каком-либо обновлении жизни очень тяжело.
Близки к теме статьи:
Самопонимание личности или шаг к самому себе
Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)
- Инертное, не склонное к каким-либо изменениям, социальное окружение
Очень сложно начать жить по-новому, будучи окруженным людьми, живущими по известной поговорке: «день прошел, и, слава Богу!».
Стоит признать, что большинству свойственно пассивное подстраивание к потоку жизни.
Когда мы просто приспосабливаемся, пассивно реагируя на внешние обстоятельства.
«Живем на автомате», «плывем по течению», «туда, куда кривая вывезет»…
В таком окружении очень сложно отважиться на изменения в жизни, т.е. занять проактивную позицию, основанную на инициативе и творчестве.
Такую позицию, когда человек действует не только в ответ на внешние стимулы, но исходя из своих кровных ценностей и целей, стремится самостоятельно определять курс своего развития и движения.
- Страх быть не таким, как другие
Ведь если встать на путь изменений, то автоматически начинаешь отличаться от других, хотя бы самостоятельностью жизненного выбора. Поэтому у многих непохожесть вызывает тревогу и тормозит всякие изменения.
Пример:
Молодой человек идет учиться в педагогический институт только потому, что его родители, дедушка и бабушка, а также другие родственники работали учителями.
Нарушать семейную традицию, быть белой вороной – не принято.
Но такая установка крепко отбивает желание идти своим путем, жить своей жизнью, под ее воздействием человек мыслит шаблонно, только в рамках принятых правил.
- Внутриличностные конфликты
Внутриличностный конфликт – это противоборство взаимоисключающих целей, мотивов, установок и потребностей человека, затрудняющее выбор в пользу того или иного решения.
Внутриличностный конфликт, как правило, приносит человеку ощутимые страдания. Не дает развиваться.
Блокирует силы и забирает очень много жизненной энергии, так необходимой для жизненных изменений.
Впрочем, надо сказать, это тоже не бесспорно.
Так, для многих людей именно внутренний конфликт является основанием для развития, когда внутренние противоречия становятся трамплином для движения вперед.
Часто внутриличностные конфликты обусловлены невротическими особенностями личности.
О том, что такое невроз и каковы его признаки, можно прочитать здесь и тут.
А также:
- Неуверенность в себе, в своих силах и возможностях
Пожалуй, это одна из ключевых причин, мешающих изменять жизнь.
Неуверенность в себе – это своеобразное обесценивание себя самого, сомнения в своей эффективности и компетентности.
Очевидно, что неуверенность в себе формирует ряд мощных психологических барьеров для развития и разрушает потенциалы человека.
С другой стороны, и самоуверенность будет мешать перевести жизнь в новое русло.
Так что лучше стремиться к среднему уровню уверенности в себе, достаточному, для мобилизации сил и возможностей.
(О причинах неуверенности в себе и способах борьбы с нею вы можете прочитать здесь и здесь).
13. Неудачный жизненный сценарий, заложенный в детстве
Многие думают, что мы единственные хозяева нашей жизни, что мы сами определяем то, куда она будет течь. На самом деле это не так.
Есть множество факторов, которым мы не осознано подчиняемся, действуем по их указке, думая, что это проявление нашей воли.
Один из таких факторов — это сценарий жизни, т.е. бессознательный план, по которому разворачиваются события нашей жизни, и который даже определяет то, каких людей мы встретим на своем пути.
Именно этот сценарий может сильно препятствовать изменениям и постоянно вставлять палки в колеса нашего развития и жизнедеятельности.
Подробнее об этом в статьях:
Думаю, перечисленных причин неизменности жизни будет достаточно. Каждую из них следовало бы рассмотреть подробнее.
Но это цель будущих публикаций.
В заключении отмечу, что наличие у вас нескольких или даже всех 13 причин не может являться смертным приговором для реализации желания изменить жизнь.
Думаю, эти причины даже необходимы.
Представьте человека, у которого нет ни одного препятствия к изменениям. Будет ли он меняться сам и изменять свою жизнь?
Вряд ли. Зачем? Все эти причины следует рассматривать как вызов, как препятствие.
Преодоление хотя бы одной из них – это уже изменения в жизни, это уже новая жизнь!!!
Таким образом, чтобы понять, как поменять жизнь, как научиться жить своей, а не чужой жизнью, необходимо отыскать основные причины вашей инертности, основные стоп-факторы развития и начать борьбу с ними.
Именно с этого и начнутся ваши изменения.
На этом пока все. В следующей статье поговорим о том, что такое жизненный кризис.
А далее, как я уже говорил, будут публикации о том, как найти смысл жизни, как преодолеть ее однообразие, как преодолеть кризис середины жизни и как найти себя.
До свидания!
Следите за обновлениями блога.
И записывайтесь на мои консультации!
© Денис Крюков
Автор сайта
https://formaetsensum.ru/
Психолог в Чите и психолог онлайн
Вместе с этой статьей читайте:
Терпение как строительство жизни или как неумение жить?
Извините за беспокойство. Можно ли получить у Вас консультацию?
Александр, извините за столь поздний ответ! Давайте договоримся о времени и форме консультации: вам удобнее по скайпу или очно?
Классная статья. Эффект Пигмалиона- это конечно то что влияет на наше подсознание всю жизнь. И если этот маленький ребенок с этой проблемой не разберется, то эта проблема будет у человека всю жизнь. Вот для этого и есть психологи которые помогают вывести наше подсознание и отпустить эту проблему внутри. Ну а потом практикуйся, меняй образ жизни и работай над ошибками, работай над самооценкой и т.д.
У данной статьи кнопка «Читать» под названием рубрики, т.е. не кликабельна!
На данный момент, все работает исправно
Денис давно уже сделал как надо, всё кликабельно.
привычка — она затягивает человека жить ,так как вчера и позавчера,стоит перечеркнуть свои принципы, обдумывать свои желания и меняться — только в лучшую сторону.
Детская психологическая травма остается на всю жизнь, если от нее не избавиться. Ребенок получает все от родителей в семье, это он что видит, слышит, чувствует, привычки — это база, с которой он входит во взрослую жизнь. Конечно, все идет из детства, а чтоб жизнь складывалась счастливо, надо посмотреть , с чего она начиналась, в какой семье.
Людмила, в целом с Вами согласен, что все из детства, но есть и другой подход, — что мы из будущего. Прошлое — это прошлое, важно, да, но его уже не изменишь. А вот настоящее и будущее важнее, их и нужно изменять, они хоть как-то этому поддаются. Причины наших действий, побед и поражений не только в прошлом, но и в настоящем и будущем, как я смотрю на них, как воспринимаю, так и они относятся ко мне.
Кстати, про страх быть не таким как другие: а как же быть с людьми, на которых следовало бы ориентироваться, ну как на пример, что-ли? Как без примеров ребенка вырастить?
Я имел ввиду, слепое подражание. Бездумное следование авторитету.
Если авторитет положительный, то можно и следовать, только не слепо. Все подражать не нужно
Чем подражание авторитету отличается от следования ему?
да практически ничем не отличается
Я так понимаю, что отыскать основные причины своей инертности, основные
стоп-факторы развития можно с помощью психолога и тренингов, а есть какие-то другие варианты, Можно с самостоятельно это сделать?
Конечно можно, смотрите некоторые техники в моем блоге. Но лучше со специалистом!
Специалист даст правильное направление и под корректирует, а то такого можно нагородить))))
А есть специалисты не по одной технике, а по многим техникам?
Ну смотря по каким техникам
Денис, вот ты пишешь-пишешь обо этом! Ну все понятно, классно, интересно, но что совсем этим делать? Как выходить из ситуации?
Дмитрий, нужно пробовать, нудно пытаться! Нет готового рецепта, только через занозы, синяки и шишки мы можем изменить жизнь к лучшему. Легкие пути к лучшей жизни проложены только в фантазии.
Денис, даже если и есть готовый рецепт, то он не каждому подойдет и это факт
Для всех одного готового рецепта в принципе быть не может.
Каждый свой рецепт подбирает
Статья понравилась. Удивляет как удаётся автору регулярно писать так интересно...
По седьмому пункту — интересно появится ли в школах, хотя бы в текущем веке, наряду с таким предметом как физическая и психологическая культура...
eun, благодарю за отзыв!!! Очень приятно! Относительно пункта 7: к сожалению, в наших школах едва ли появится такой предмет, как основы психологической культуры — чтобы убедить в этом чиновников, понадобиться усилия не одного поколения психологов и педагогов. Да и кто и что там будет преподавать, проблема с кадрами, программами и т.д.
Шанс только один — если президентом России станет психолог...
А что разве только в России такого предмета нет? В других странах тоже о психологии в школах нет.Можно просто как внекласный предмет вести или заменить на другой предмет.У школьников и так голова много какими предметами забита
Заменять предмет не следует — лучше уменьшить часы одного из предметов, добавив психологию.
Раньше был предмет «Психология семейной жизни», но поскольку специалистов не было, его быстро выкинули из программы
Интересно в какие годы? Может и в бытность моей учёбы — не припомню чё-то.
Я помню, этика и психология был предмет
Что специалисту в школе делать. Специалист заработает больше на частной практике.
Ну так нужно же где то практиковаться))))
Конечно нужно попрактиковаться, без практики никак.