Приветствую всех!
Продолжаю рассказывать о техниках принятия решений.
В прошлой статье мы с вами говорили о том, как сделать правильный выбор с помощью Квадрата Декарта.
Сегодня мы подробнее изучим этот метод.
На конкретном примере увидим, как сделать выбор между двумя и более равнозначными вариантами, используя перекрестное сопоставление.
Содержание этой статьи:
Метод перекрестного сопоставления: правила применения
Анализ примера и пошаговая инструкция
Квадрат Декарта для принятия решений:
правила применения
На самом деле технически все просто, но не просто психологически. Придется немного пошевелить мозгами и покопаться в себе.
Придется сопоставлять ответы и давать оценку разным вариантам возможного развития событий.
Итак, первое, что нужно сделать – это четко сформулировать свою проблему. Например: «Не могу принять решение: брать отпуск в июле или в октябре?».
Верная и точная формулировка проблемы – это очень важно, поскольку уже в ней содержатся зерна ее решения.
Наоборот, — расплывчатое и неоднозначное определение проблемы сеет зерна сомнений и неудачного выбора.
С техниками формулировки проблемы можно познакомиться здесь и здесь.
После того, как вы определили проблему, нужно взять лист А4 и ручку, расчертить такой же квадрат с 4 полями, что показан в примере ниже, и в каждом из них дать ответы на соответствующие вопросы.
Вот ключевые правила применения рассматриваемой техники:
- Ответов должно быть не менее 4-х, лучше 6-8.
А вообще, чем больше ответов, тем лучше анализируется ситуация, изучается с разных сторон, эффективнее определяются различные следствия и возможные варианты течения событий.
- При формулировке ответов необходимо учитывать влияние срытых эмоций, мыслей и мотивов.
- Не следует торопиться, упражнение можно выполнять в несколько этапов и растянуть на несколько дней.
Далее на конкретном примере рассмотрим, как работает эта техника.
Для этого, с любезного разрешения одного из моих клиентов я возьму ситуацию с очень трудным принятием решения, в которой он однажды оказался.
Очевидно, что я делаю это, сохраняя полную конфиденциальность.
Человек, которого мы назовем В., очень долгое время мучился вопросом:
как сделать выбор между двумя, на тот момент казавшимися ему равнозначными, вариантами действий: открыть свое дело или остаться обычным наемным работником?
Причем, чтобы открыть дело, нужно было переехать в другой город. Но его семья была категорически против. И на этой почве возникали острые семейные ссоры и конфликты.
Анализ примера
с пошаговой инструкцией
Итак, для начала мы вместе с В. четко определили проблему.
Шаг 1. Формулировка проблемы
«Уходить мне с работы по найму, переехать в другой город и заняться своим бизнесом или не делать этого и остаться в своем родном городе?»
Затем выписали ряд уточняющих вопросов:
- если я решу, что да, нужно бросать найм, открывать свое дело и уезжать, то какие положительные и отрицательные следствия будут у этого решения?
- что случится, если это произойдет?
- что случится, если это не произойдет?
- что я получу и что я не получу от этого решения?
- как сделать правильный выбор?
Шаг 2. Ответы на вопросы
Далее, В. дал ответы на 4 ключевых вопроса данной техники. Вот они. Пока не обращайте внимание на цифры, выделенные красным цветом и на добавления после шага 4.
На самом деле, уже на этом этапе применения техники для В. многое стало на свои места и прояснилось.
Ведь он смог увидеть как минимум 33 возможных последствия от принятия или непринятия данного решения. Что дало ему многое понять и осознать. (Это к вопросу о том, как предсказывать будущее).
Но мы продолжили прорабатывать его проблему с помощью техники Квадрат Декарта для принятия решений.
Шаг 3. Оценка и сравнение каждого возможных выборов
Каждое следствие (то есть то, что получу и то, что не получу) от принятого или не принятого решения было оценено В. по 5-бальной шкале. Результаты их оценки показаны в скобках, а суммы результатов оценки в строках таблицы баллов – это (-1) и (+4) (до шага 4).
Как мы видим, сравнение полученных сумм бальных оценок показывает, что выбор с большей вероятностью должен быть сделан в пользу положительного решения: «уход с работы по найму, переезд и открытие своего дела».
Но В. пока колеблется и проявляет беспокойство.
Дело в том, что разница между полученными результатами не очень большая, и мотивы «за» и «против» по весу очень близки друг другу, что и затрудняет принятие решения.
Шаг 4. Поиск и формулировка скрытых мыслей, эмоций и мотивов
Теперь, если мы сравним верхний-правый и нижний-левый квадраты, то можем определить, что за некоторыми ответами на поставленные вопросы спрятаны скрытые мысли и мотивы.
Здесь уместно задать вопрос: «Что стоит за ответами 3 и 4 на 3-й вопрос: «Что я потеряю, если не приму это решение?» и 2 на 2-й: «Что я получу, если я приму это решение?»?
Что же на самом деле потеряет В. (в данном случае, уместнее сказать «с чем останется»), если откажется от решения об отъезде и об открытии своего дела?
И вот эти-то вопросы позволили В. глубже заглянуть в свой внутренний мир.
Вы, наверное, уже догадались, что стоит за страхом потерять возможность усилить интерес к жизни и тягу к новому.
А также за желанием получить ощущение риска и жизненного драйва и мотивацию к новым свершениям.
Это скука, жутчайшая скука, которая время от времени выглядывала из душевных глубин В. Это отравление повседневным однообразием жизни, когда временами кажется, что, на самом деле, твоя жизнь – это не твоя жизнь.
Этот человек оказался в ситуации, когда изменения для него настолько жизненно значимы, что если они не наступят в самое ближайшее время, то душа окажется смертельно больной.
Подробнее об этом в статье:
Да, здесь мы затрагиваем так называемый экзистенциальный срез человеческой жизни, его глубинные переживания, связанные с развитием нашей личности и ее обновлением во второй половине жизни.
В каждом из нас есть мощный мотив, подталкивающий к актуализации внутренних ресурсов, к саморазвитию и росту.
У некоторых людей он настолько силен, что превращается в принуждающий жизненный порыв, сопротивляться которому крайне нежелательно и даже опасно.
В противном случае ты будешь влачить жалкое существование среди теней повседневности.
Осознание этих мотивов позволило В. добавить к своим ответам еще пару пунктов, которые намного увеличили вес положительного решения (+14 против – 6).
В конечном итоге В. решился уйти с работы по найму и открыть свое дело, и вместе с семьей уехал в другой город.
Конечно, пришлось пройти множество испытаний, в том числе испытаний на прочность семейных отношений. Но сейчас у них все хорошо и, надеюсь, так будет всегда.
Итак, мы видим, что техника Квадрат Декарта для принятия решений, довольно эффективна.
Если вы не знаете, как сделать правильный выбор и как сделать выбор между двумя или более равнозначными решениями, то ее применение позволит вам решить эти проблемы.
На этом все.
С нетерпением жду ваших комментариев, вопросов и отзывов.
До встречи в следующей публикации.
© Денис Крюков
Вместе с этой статьей читайте:
- Качества успешного руководителя
- Ошибки в бизнесе, несущие ему смерть
- Правила критики подчиненных
- 8 ошибок, мешающих все успевать
Вам понравилась статья?
Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).
Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.
Зачем это нужно?
Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!
Как подписаться?
Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀
Автор: Денис Крюков
Очень четкий и глуюокий анализ. Думаю многим поможет! Спасибо за статью.
Вот сейчас очень интересно было почитать, с примерами и анализом результатов. Самое главное в этой технике — быть правдивым с самим собой и не утаивать ответы на вопросы 🙂
А я во многих техниках уважаю как раз то, что они предлагают ответить на вопросы самому себе. А уж это полегче, чем отвечать чужому человеку.
Кирилл, это верно, что нужно быть правдивым перед самим собой, правда, не всегда это удается сделать — срабатывает бессознательное сопротивление(((
Вот и я Кирилл того же мнения, самого себя то зачем обманывать))))
Он не обманывает себя, бессознательное срабатывает, а оно сильно.
А кто кого обманывает?
Здесь по моему на личности никто не переходил)))))
Денис написал, что у Кирилла срабатывает бессознательное сопротивление.
Это он не лично Кириллу написал, а ответил на его комментарий
А это в контексте комментария не одно и то же?
Смотря с какой стороны посмотреть))))
Вы с какой стороны смотрели?
С левой.)))))
А вы с какой?
Слева смотрели — намёк, что налево ходите? Любопытная трактовка)))
Так глубоко. я свою жизнь не обсуждаю, ни с кем))))
С психологом не стали бы обсуждать, скрыли бы от него?
Психолог это другое. Но что бы с ним обсуждать эту тему, должна быть проблема в этой теме
Без проблемы к психологу не ходят. С проблемой — пожалуйста.
Ну а если психолог друг?
Почему бы к нему не прийти
Если родители психологи, ещё лучше.
Ну наверное легче детей воспитывать будет
А в случае чего и перевоспитывать легче.
Такой глубокий анализ с помощью Квадрата Декарта позволит осознанно сделать более правильный выбор, убережет от поспешных неверных решений.
Да, Валентина, и если его проводить регулярно, он хорошо развивает навыки самоосознания.
Намотаю на ус, короче буду иметь ввиду)))
Запомню технику с помощью Квадрата Декарта, попробую применить.
Я думаю Денис и у меня и у вас все получится.
Главное не забыть что делать))))
После небольшой практики правильный выбор станет делать легче.
Вот и я так думаю. И чем быстрей начнем практиковаться, тем в последствие легче будет делать выбор
И не просто выбор делать, но сделать правильный выбор.
Ну так для этого и нужно применять технику Квадрата Декарта, что бы делать правильный выбор
Конечно, квадрат всё таки Декарта, авторитетного человека.
Ну так никто же не сомневается что он авторитетный
В школах неавторитетного человека изучать не станут.
Ну почему не будут?
Будут, если он в школьной программе прописан
Если пропишут в учебник, человек авторитетный.