Критик — это человек,
который знает дорогу, но не может водить машину
(Кеннет Тайнан)
Здравствуйте,
уважаемые читатели!
Согласно психологическим исследованиям, в основе большинства конфликтов между руководителем и его подчиненными лежат не производственные проблемы, а их неверная интерпретация и неконструктивное обсуждение.
При этом основная масса обвинений подчиненных в адрес своего руководителя рождается на почве его недостаточно обоснованной и чрезмерно резкой критики.
В свою очередь, многие руководители сталкиваются с неадекватным реагированием сотрудников на их замечания и требования.
В большинстве случаев, любую проблему можно сравнительно легко решить.
Но...
...нарушение правил коммуникации между руководителем и подчиненным препятствует выработке этого решения, что в итоге провоцирует возникновение конфликта, а проблема переносится в эмоционально-личностный план.
Вот пример такой негативной коммуникации:
«Специалист аналитического отдела – Виталий Смирнов не успел сдать к назначенному сроку очень важный отчет. Дело в том, что отдел маркетинга с большим опозданием предоставил ему нужную информацию. Руководитель Виталия – Владимир Васильченко вызвал его к себе для выяснения причин нарушения.
Между ними состоялся следующий диалог:
Васильченко (раздраженно): «Смирнов, я не вижу отчета на моем столе! Вы должны были сдать его еще два дня назад! Неужели сложно все делать в назначенное время? Кстати, вы уже не первый раз нарушаете сроки выполнения задний!
Смирнов (тоже сильно разражаясь): «Проблема в том, что отдел маркетинга не предоставил нужную мне информацию….
Васильченко: «Мне не нужны ваши оправдания! Есть факт нарушения сроков сдачи отчета! Вам нужно научиться координировать совместные действия со специалистами из других отделов и быть расторопнее!».
Смирнов (чувствуя горечь обиды и про себя проклиная своего начальника): «Это не моя вина! Я все делал так, как следует! Это очень большая и сложная работа! Будь у меня нужная информация, этого бы не произошло».
Васильченко: «С меня достаточно ваших бестолковых оправданий! Можете идти. И учтите, в следующий раз я буду разговаривать с вами по-другому!».
Как вы понимаете, и руководитель, и подчиненный после такого разговора остались недовольны друг другом (и это мягко сказано!) и очень раздраженными.
Подобная модель взаимоотношений между руководителем и подчиненными всегда приводит к конфликтам и к резкому повышению уровню стресса, что, несомненно, сказывается на работоспособности всего коллектива.
Близка к теме статья:
В чем причина этого?
Давайте еще раз вернемся к диалогу, состоявшемуся между Смирновым и его начальником.
Как можно видеть, коммуникация руководителя полна критики, назидательных нот, раздражения и давления на подчиненного, кроме того, она завершается прямой угрозой в его адрес.
Такой диалог не конструктивен.
Ведь руководитель вместо того, чтобы решать проблему, переходит на критику личности сотрудника.
Распекает его, тем самым блокируя все подходы к конструктивному решению возникшего затруднения.
Для сотрудника такое отношение со стороны руководителя – мощный фактор демотивации и снижения лояльности к предприятию и его руководству.
Критика подчиненных в такой форме грозит руководителю потерей авторитета и снижением его эффективности. А виновными в этом, как правило, оказываются «ленивые» и «ни к чему не способные» сотрудники».
Как выйти из такой ситуации и избежать таких вот негативных последствий? Для этого необходимо соблюдать определенные правила критики, которые влекут диалог в конструктивное русло.
Правила
критики подчиненных
Для начала давайте определимся, что существуют два вида критики:
- конструктивная, когда идет разбор ошибок и недостатков работы сотрудника с последующей формулировкой предложений, направленных на их исправление.
- неконструктивная, когда происходит переход на личности, обсуждаются не результаты работы, а сам человек.
Такая критика полна нескрываемого раздражения, недовольства и обвинений, что, естественно, не приводит к улучшению ситуации.
Наоборот, конструктивная критика подчиненных должна мотивировать их на исправление ошибок и улучшение качества работы.
На это и нацелена модель коммуникации успешного руководителя, предполагающая деление диалога с подчиненным на 4 последовательных этапа.
Близка к теме статья:
- В начале разговора необходимо дать положительную оценку сотрудника. Указать на его позитивные качества и характеристика, причем как профессиональные, так и личные. Например:
«Я знаю, что вы очень хорошо умеете работать с информацией, вы – очень хороший аналитик, профессионал своего дела, с вами очень приятно иметь дело».
- Далее переходим к критике выявленной проблемы, но делаем это корректно и конструктивно:
«Но в этот раз вы допустили ошибку, нарушив сроки выполнения очень важного задания».
На этом же этапе коммуникации вместе с сотрудником необходимо спокойно обсудить причины возникшей проблемы и возможные варианты ее решения:
«Давайте сейчас вместе разберем то, почему эта ошибка стала возможной, и найдем ее конструктивное исправление. Вот скажите, что уже сейчас можно сделать для этого?».
- Далее следует мотивировать сотрудника на дальнейшие эффективные действия и положительное отношение к труду:
«Конечно же, ошибаются все, особенно в таких сложных условиях, как у нас.
Но, поскольку, вы – профессионал и знаете свое дело на отлично, то я уверен, что вы сможете исправить эту ошибку и постараетесь больше ее не повторять».
- Завершить такой диалог следует обсуждением конкретных шагов и сроков решения проблемы, но делать это нужно только вместе с подчиненным.
Например: «Сколько вам потребуется времени на исправление ситуации? Как вы будете это делать? Что вам для этого нужно?».
При этом нужно четко обозначить, что вы находитесь на стороне сотрудника, а не в оппозиции к нему, сказав:
«Вы можете рассчитывать на мою помощь и поддержку».
Таким образом,
критика руководителя в адрес подчиненного должна настраивать его на конструктивный лад, укреплять его самостоятельность и опору на свои силы, должна актуализировать психологические ресурсы, необходимые для решения проблемы и повышения его эффективности
Следует помнить, что сотрудник на то и «со-трудник», что вы с ним «со-трудничаете», то есть трудитесь вместе, совместными усилиями решаете задачи, действуете как единое целое.
Только такая модель взаимоотношений с подчиненными обеспечивает положительный психологический климат в организации и повышает лояльность работников к ней.
Близка к теме статья:
Социально-психологический климат в коллективе
Подытоживая сказанное выше, приведу 10 базовых принципов, на которых должна строиться
Критика руководителя
в адрес своих сотрудников
- Критика должна исходить от первого лица: «Я полагаю…», «Я считаю…», «Я думаю, что…».
- Критикуется не личность сотрудника, а результаты его работы.
- Критика проводится в позитивной форме.
- Критика должна быть конструктивной и содержать обсуждение возможностей исправления ситуации и повышения эффективности.
- Критика проводиться корректно, без назидания, а тем более, без сарказма, унижений и оскорблений.
- Все критические замечания должны быть объективными и аргументированными.
- Необходимо стремиться, чтобы критика руководителя способствовала развитию сотрудников, улучшала отношения в коллективе, была полезной для компании, настраивала подчиненных на продуктивные отношения с руководством.
Надеюсь, представленные в данной публикации правила критики помогут вам установить плодотворные отношения с вашим окружением, а ваша критика подчиненных всегда будет проходить в конструктивном русле и приносить только пользу.
До встречи в следующей публикации!
© Денис Крюков
Вместе с этой статьей читайте:
- Как вежливо отказать в чужой просьбе
- Как научиться говорить «нет»
- Методы манипуляции в быту: тактический гнев и молчание
- Программа тренинга «Искусство управления конфликтами»
Вам понравилась статья?
Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).
Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.
Зачем это нужно?
Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!
Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀
Автор: ДенисКрюков
Подчинённый должен иметь вид дурака или притворяться дураком.
Это из приказа Петра I. Сейчас другой подход.
По факту критика начальства всегда превращается в словесную блевотину — маты, оскорбления, неадекватные претензии. Все это не способствует повышению авторитета, а создает образ неграмотного и тупого невротика.
Уходить с такой работы *___*
Надо стараться так управлять, чтобы не было вообще потребности в критике подчинённых.
Все равно всем хороший не будешь и в чем то станут все равно критиковать
Это невозможно потому, что несовершенны сами люди, да и обстоятельства бывают разные...
А этого критики не понимают.И прежде чем критиковать, надо в себе поковыряться, и подумать правы вы в этом или нет
«Стараться», а это ключевое слово в моей рекомендации, даже очень возможно!
Слово Старайся должно быть повседневным
Да и нужно вначале захотеть стараться. Некоторым же просто нравится критиковать. И совсем они не стараются измениться.
Ну это да, некоторых людей уже не изменить, если они сами не захотят меняться
Критика должна быть с обоих сторон, но справедливая.Но когда начальник самодур, это уже другое
При этом часто именно самодуры гордятся, что держат коллектив «в кулаке».)))
Это точно.Хотя о нем хорошего ничего и не вспомнится.
Был у нас начальник самодур, ушел на пенсию, а теперь ему рабочие в лицо плюют
Да, незавидна участь у этого начальника.(( Но и рабочие некрасиво поступают : презрения было бы достаточно.
Ну так они и выражают этим презрение. Не натурально же плюют
Похоже на взаимоотношения мужа с женой или родителя с ребенеком, в основе лежат схожие принципы. Полезно такое почаще перечитывать
Согласна с Кириллом в том, что приведённые правила критики можно использовать во всех видах человечеких взаимоотношений.
Да и не только человеческих.))) Как говорится: «Доброе слово и кошке приятно».