+7(914) 364-12-24

piligrim21@mail.ru

+7 (914) 474-18-16

Секретарь

Работаю

только по предварительной записи

Низкая самооценка (случай из практики психолога)

 Методы и техники саморазвития и самопомощи          Обсудить

Здравствуйте, уважаемые читатели! 

Эта публикация является продолжением предыдущей статьи, в которой я описал как побороть неуверенностью в себе 

В этой статье я расскажу о том, как формируется низкая самооценка и страх неудачи. 

В дополнение к этому опишу ещё несколько способов борьбы с этими психологическими недугами.    

Свой рассказ буду основывать на примере из моей практики психологического консультирования.

Низкая самооценка 

Как как зарождается и закрепляется

(пример из практики психолога)

Ко мне за психологической помощью обратился молодой человек 25 лет. Назовём его Алексеем.

Его запрос звучал примерно так: «Я не доверяю себе, часто меня преследуют чувство неуверенности и страх того, что меня ждет неудача даже в самом простом деле».

         Относительно своих проблем он рассказал следующее:      

  • часто бывает, что мне очень сложно выразить свое мнение, высказать свои мысли чувства, причем, как на работе, так и дома;
  • я всегда боюсь сделать что-то не так, боюсь ошибиться и вызвать осуждение со стороны других; 
  • мне очень сложно сказать «нет», отказаться даже от того, что мне не просто не нужно, но и приносит вред;
  • бывает так, что мне очень сложно сделать самый простой жизненный выбор, принять какое-то решение;
  • приступая к новому делу, я почти всегда чувствую тревогу, и у меня в голове крутится навязчивая мысль: «Я не смогу это сделать!», «У меня ничего не получится!»;
  • мною манипулируют и часто используют меня в своих интересах, а я не могу сопротивляться и противостоять этому;
  • мне сложно отстоять свои интересы в конфликтах и спорах, поэтому я не вступаю в них, предпочитаю идти на компромисс или, вообще, избегаю всякого противостояния;
  • меня пугают публичные выступления, я стараюсь их избегать.           

Итак, мы видим проявления базовых психологических затруднений героя нашей истории.

Ясно, что в их основе лежит его неуверенность в себе. Теперь посмотрим, как сформировалось это качество его личности.

Алексей отчётливо помнит, что до определенного момента он не проявлял слабости и нерешительности.

Наоборот, в детских играх он был смел и настойчив.

Но когда ему было 6 или 7 лет, случилось следующее.

Он, его отец и дядя (брат отца) были на рыбалке.

Алексею никак не удавалось подсечь и вытянуть из воды рыбу, которая постоянно срывалось с крючка.

Хотя на прошлых рыбалках он это делал очень хорошо и даже среди взрослых рыбаков славился своей удачей и умелостью.

Дядя некоторое время наблюдал за ним, а потом усмехнулся и сказал:

— Лёшка, плохой из тебя рыбак получается – ты даже одного-единственного карася не можешь словить!

Вот я в твоем возрасте по ведру за вечер налавливал и ни одного не упускал. Считай, без отца рос, всю семью на себе тащил.

А из тебя кормилец – так себе, только время зря тратишь! 

Алексей попытался защититься от обвинений дяди, чувствуя, как к горлу подступает горькая обида:

— Но ведь у меня раньше хорошо получалось! Я тоже по ведру налавливал! Скажи, папа! – обратился он к рыбачившему рядом отцу.

Но отец не пришел на помощь сыну, полагая, что его брат совершенно прав.

А дядя продолжил:

— Да что раньше! Того, что было раньше, уже нет, и оно не в счет!

Главное – то, что сейчас! А сейчас, извини, но у тебя не получается!               

Этот случай, может быть, так и забылся и ни как не повлиял на жизнь Алексея. Но спустя пару недель случилось, что он опять оказался на рыбалке, только со своими друзьями.

У них затеялся спор: «Кто больше натаскает гольянов за один час».

Засекли время и начали ловить. И тут, вдруг, в памяти Алексея возник образ дяди и моменты прошлой неудачной рыбалки.

А за этими образами мелькнула неприятная мысль: «Что если опять не получиться, что если продую спор?».

Он оказался третьим, что, в принципе, было очень даже не плохо, но неприятный осадок в душе и страх, что неудача повториться вновь остались.

 В дальнейшем проблемы стали нарастать как снежный ком.

Страх неудачи стал проявляться в различных ситуациях: при решении математических задач, при выполнении упражнений на уроках физкультуры, в общении со сверстниками, при выполнении домашних дел и т.д.

Страх неудачи, растущая неуверенность в себе и низкая самооценка все чаще подводили его

Он все чаще ошибался и делал все не так как нужно. Это вызывало негативную реакцию окружающих, что еще сильнее подкрепляло его неуверенность.

Постепенно, из вполне нормального, смелого и решительного мальчика Алексей превратился в застенчивого и молчаливого одиночку – объект насмешек и злых шуток.           

Анализ примера

Теперь, на основе данного примера, давайте разберем общие психологические механизмы формирования неуверенности в себе и низкой самооценки. 

Такое качество или характеристика личности как «неуверенность в себе» и противопоставленное ему качество – «уверенность в себе» – это результат «работы» особого психологического механизма – Я-концепции личности или совокупности представлений человека о самом себе, помноженных на их самооценку. 

Я-концепция, т.е. то, что «я думаю и знаю о себе», формируется в результате оценок и отношений к человеку со стороны других.

В особенности значимых людей, а также в результате самооценок, которые зачастую также основываются на результатах оценки со стороны других .

У уверенного в себе человека Я-концепция носит устойчиво положительный характер, его образ себя положительный. 

Такой говорит про себя: «Да, в целом я себя нравлюсь, я принимаю себя и оцениваю себя достаточно высоко!».

У неуверенного в себе человека Я-концепция является негативной, он воспринимает себя в отрицательных тонах. 

До описанного случая на рыбалке Я-концепция Алексея была позитивной. Он оценивал себя достаточно высоко, чтобы испытывать чувство уверенности в своих силах.

По-видимому, такая высокая самооценка основывалась, в том числе, на положительном отношении к нему со стороны других людей, а также на высокой самооценке своих успехов и положительных качеств.

Во время неудачной рыбалки дядя Алексея, который был для него очень значимой и авторитетной фигурой, дает ему отрицательную обратную связь, негативно оценивая его нескладные попытки поймать рыбу.

Более того, дядя полностью обесценивает прошлый положительный опыт удачных рыбалок, который был у Алексея и на основе которого он формировал свою высокую самооценку.

Ещё толком не сформированная и ранимая психика маленького мальчика очень болезненно воспринимает критику со стороны значимой и авторитетной фигуры – дяди, что подкрепляется молчаливым согласием с ней другой авторитетной фигуры – отца Алексея, ведь он также критикует сына, только молча.

Критика, помноженная на отрицательные оценки ситуативной неудачи мальчика со стороны взрослых, разрушают его позитивную самооценку. Быть может, вскоре она бы восстановилась.

Но на следующей рыбалке ситуация повторяется, только теперь отрицательные оценки идут от самого Алексея, поскольку основываются на прошлом негативном опыте восприятия оценок авторитетных для него людей.

Негативный опыт закрепляется, формируется низкая самооценка. Последующие неудачи в других сферах жизни и их отрицательные оценки со стороны окружающих, а также от самого себя, только усиливают этот процесс.

Через определенное время Алексей превращается в неуверенного в себе человека.                

Схема процесса

формирования неуверенности в себе

Схематично последовательность этого процесса можно описать следующим образом:

неудача или жизненное затруднение, критически и чрезвычайно негативно оцененное со стороны окружающих (особенно значимых, авторитетных)  людей →

отрицательная (низкая или негативная) самооценка («Я – плохой», «У меня не получается!») →

появление чувства неуверенности →

возникновение аналогичной ситуации с неудачей →

очередное отрицательное подкрепление со стороны значимых других и негативная самооценка →

формирование неуверенности в себе как устойчивой черты характера.  

Как можно видеть, формирование неуверенности в себе происходит несколько стадий. Причём у разных людей эти стадии сменяют друг друга с разной скоростью.

Кто-то становится неуверенным в себе после одной единственной неудачи. Кто-то только после целой серии промахов и затруднений.

Кто-то вообще не реагирует на неудачи и на отрицательное отношения со стороны других, или реагирует вполне адекватно.

А кто-то даже умеет извлекать из своих неудач и негативного отношения других людей пользу и повышать самооценку, становится сильнее, учится на своих ошибках.

Вывод очевиден, для того что бы избежать формирования этого негативного качества у ребёнка, необходимо исключить из его воспитания деструктивную критику, а использовать только конструктивные её формы, основанные, например, на технике Я-высказывания

Кроме того, следует принимать ребенка таким, какой он есть, быть внимательным к нему и к его нуждам, поддерживать его при неудачах и в жизненных затруднениях.

Одной из техник, помогающих лучше понять ребенка, я является техника активного слушания.  

Про ошибки родителей, или как воспитывается непослушный ребенок вы можете прочитать Здесь. 

В дополнение к рекомендациям и упражнениям для борьбы с неуверенностью в себе, представленных в предыдущей публикации, опишу еще 4.

Дополнительные рекомендации

  1. Старайтесь адекватно реагировать на критику и оценки со стороны других людей в ваш адрес. Зачастую они очень субъективны, не учитывают множество очень важных деталей и сами должны подвергаться критической оценке. Принимайте только конструктивную критику, которая помогает вам стать лучше и развиваться. И всегда благодарите конструктивно критикующих вас людей. Избегайте людей, которые критикуют и конфликтуют не ради развития и повышения своей эффективности и эффективности окружающих, но ради самой критики и конфликта.     
  2. Постоянно повышайте свою компетентность и профессионализм в избранном деле и активно помогайте другим повышать их собственную компетентность. 
  3. Старайтесь сформировать вокруг себя группу единомышленников, которые принимают вас таким, какой вы есть, и общение с которыми способствует вашему развитию и успеху.         
  4. Планируйте свою деятельность и свои действия, ставьте цели и определяйте задачи. Очевидно, что, если человек плохо планирует и организует свои дела, то он многое не успевает сделать, а если и успевает, то делает это не качественно. Невыполненные дела, нервотрепка, низкое качество, потеря времени и чувство вины тяжело бьют по самооценке, в свою очередь низкая самооценка порождает чувство неуверенности в себе. Если это повторяется несколько раз, то неуверенность в себе может закрепиться и стать устойчивым качеством личности. 

Теперь вернемся к Алексею.

С помощью психотерапии и коучинга он практически полностью избавился он негативного влияния своей неуверенности.

Он научился доверять себе и избавился от тревоги и страха несостоятельности.

Его пример показывает, что низкая самооценка и страх неудачи даже в самых сложных случаях могут быть скорректированы и изменены. 

До встречи в следующей статье! 

     Следите за обновлениями блога. 

Удачи в делах и творчестве!

© Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum.ru/

Психолог в Чите и психолог онлайн


 

Вместе с это статьёй читайте:

Обсуждение: 18 комментариев
  1. Татьяна:

    Спасибо за интересную статью. К сожалению, сегодня большинство людей с детства испытывают подобные чувства. А благодаря Вашим профессиональным рекомендациям, можно повысить самооценку и взглянуть на себя в положительном свете. Я согласна с Вашим советом: «Старайтесь сформировать вокруг себя группу единомышленников, которые принимают вас таким, какой вы есть, и общение с которыми способствует вашему развитию и успеху». В таком кругу мы сможем найти настоящих друзей, которые будут надежной поддержкой в трудную минуту. Они не только будут нас ценить и любить, но и положительно влиять на нас. О таком хорошем общении уже давно было записано в Библии: « Дружи с мудрыми и тогда сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды» (Притчи 13:20).

    Ответить
  2. Ольга:

    неудачи необходимы в жизни: приобретается опыт, можно сделать вывод из ситуации, побуждают еще ситуации к действию.

    Ответить
    1. Игорь:

      Ну правильно, горький опыт это самый лучший жизненный опыт.Самое главное повторно в туже ситуацию не вляпаться

      Ответить
      1. Валентина:

        Ну а как же, говорят же, что на одни и те же грабли наступать не надо по 10 раз.

        Ответить
      2. Денис:

        Итог первого опыта может быть случайным или в других условиях. Анализировать нужно.

        Ответить
        1. Игорь:

          В принципе вы правы, ситуации разные бывают

          Ответить
    2. Валентина:

      Без неудач не обходится жизнь ни у одного человека. Но вот как они преодолевают неудачи, не опускают ли руки, зависит от личности человека.

      Ответить
      1. Игорь:

        Не удача как бы укрепляет человека, а так же это жизненный опыт

        Ответить
  3. Игорь:

    Неуверенный в себе человек притягивает к себе несчастья.Просто пару неуверенных бедоносцев знаю

    Ответить
    1. Валентина:

      Неуверенный не то чтобы притягивает несчастья, он просто уже заранее выглядит как несчастливый человек.

      Ответить
      1. Игорь:

        Конечно будут так они выглядеть, если постоянно несчастья их сопровождают

        Ответить
      2. Денис:

        Не важно как выглядит человек, важнее как он себя ощущает, уверенным или нет.

        Ответить
  4. Денис Крюков:

    Да, согласен, это очень важно! Но ограниченный объем статьи не позволил. Как-нибудь в следующий раз опишу отдельно.

    Ответить
  5. GriFus:

    Здравствуйте!

    Денис, почему-то вы не рассказали об негативном и позитивном образах Я и их роли в формирования самооценки человека. Ведь это очень важно!

    Ответить
    1. Валентина:

      А я, по-моему, уидела описание как негативного представления о себе, так и позитивного. А уже это и сказывается на самооценке человека и определяет его ощущение от жизни.

      Ответить
      1. Игорь:

        Очень многое от самого человека зависит, а так же от общества окружающего его

        Ответить
      2. Денис:

        Важно знать свои возможности, свои плюсы и минусы и умело ими пользоваться.

        Ответить
        1. Игорь:

          Неуверенный в себе человек, с хорошими плюсами, может занизить себе самооценку

          Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

Открыть чат
1
Напишите мне в чат
Здравствуйте!
Если Вы хотите больше узнать о моих услугах и записаться на прием - напишите мне в whatsap