Лучшее, что мы можем дать нашим детям,
– это научить их любить себя
(Луиза Хей)
Цель воспитания –
научить наших детей обходиться без нас
(Эрнст Легуве)
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Эта статья повествует о подводных камнях на пути воспитания и обучения, которые создают основу для ссор и конфликтов между родителями и их детьми.
Очень часто ко мне за психологической помощью обращаются родители так называемых «непослушных детей».
Вот типичные вопросы, которые они задают:
- У нас непослушный ребенок, что делать, как нам справиться с этой ситуацией, как заставить его слушаться и выполнять все наши требования?
- Почему ребенок плохо себя ведет, не поддается контролю, и совершенно не прислушивается к нашим словам и наставлениям?
- Почему ребенок часто капризничает, устраивает сцены, демонстрирует своей характер и как будто специально норовит сделать все наоборот?
Заметили, что во всех этих вопросах
проявляется родительский эгоцентризм и авторитаризм
– одно слово «заставить» чего стоит!
Основной посыл этих высказываний: «Мы все делаем правильно, а он….!!!!».
Почему-то многие взрослые люди полагают, что они не могут ошибаться.
Что они практически идеальные родители.
К сожалению, многие из них страдают звездной болезнью «лучшего в мире воспитателя» и не замечают, что совершают множество ошибок в попытках «сделать из своего ребенка хорошего человека».
Об этом я уже писал в статье:
Данная публикация – ее логическое продолжение.
В ней мы разберем распространенные ошибки родителей, которые часто заводят в тупик их отношения с детьми, а иногда становятся одним из факторов того, что их брак трещит по швам.
Сразу отмечу, что рассказывая об этих ошибках, я не буду оригинальным, а буду опираться на прекрасную книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер – «Как общаться с ребенком?».
Итак, …
Ошибки родителей,
или как воспитывается непослушный ребенок
- Директивное воспитание …
То есть воздействие на ребенка посредством приказов, команд, распоряжений, требующих беспрекословного подчинения.
С виду помогает, но в итоге выстраивает неприступные стены между ребенком и его родителями.
Дело в том, что приказ и команда, исходят из их интересов и почти никак не соотносятся с интересами ребенка.
Ребенок чувствует, что в его проблему вникать не хотят, его не слышат, а, значит, приказ загоняет его в одиночество.
Он лишает самостоятельности, подчиняет волю ребенка, подавляет инициативу, формирует жизненный сценарий неудачника.
Будете воспитывать командно-административным способом – воспитаете подчиняющуюся всем жертву, либо жуткого бунтаря.
- Угрозы и эмоциональное давление…
Здесь активно действуют авторитет и власть родителей.
Они направляют ребенка в сети вечного страха и тревоги. А под их воздействием постепенно тает его психологическое здоровье.
Кроме того, угрожая ребенку, мы не только подавляем его волю, но создаем условия формирования детской агрессии.
А поскольку, чаще всего ребенок не может выразить ее прямо, то он направляет ее на себя.
Агрессия превращается в ненависть к самому себе.
А за ней следуют низкая самооценка и неуверенность в своих силах.
Вместе с приказами и директивами, угрозы формируют комплекс жертвы и прочие негативные жизненные сценарии.
- Чтение морали, нотации и нравоучения
Давно известно, что если ребенок плохо себя ведет, то словесные поучения и чтение моральных заповедей никогда не изменяют его в лучшую сторону.
Они только раздражают ребенка или наводят на него лень и скуку.
Нравственность и поведение, соответствующее моральным заповедям, воспитываются только примером родителей и других близких ребенку людей, а не словами.
Вместо того, что бы разглагольствоватьи бросать слова на ветер, покажите своим примером, как поступать, как жить, как работать, как правильно взаимодействовать с окружающими, и как стать счастливым человеком, тогда нужда в нотациях и нравоучениях отпадет сама собой.
- Советы и принятие решений за ребенка…
Готовые решения и советы, сыплющиеся на голову ребенка со всех сторон, – один из самых действенных способов сформировать у ребенка качества неудачника.
Такое как, например, неумение самостоятельно решать проблемы.
Он привыкает к тому, что за него все сделают, примут решение, найдут способ выйти из трудностей.
Потом, дабы избежать самостоятельности и не брать на себя ответственность за собственную жизнь, он все время будет искать поддержки, совета и готового решения у жены, друзей, начальства и психолога.
Или еще хуже: у сомнительного «мудрого гуру» из какой-нибудь секты или у наставника из интенет-сообщества самоубийц.
Подробнее об этом в статье:
5. Критика и обвинения…
Обычно, если ребенок часто капризничает, не слушается, ведет себя не так, как указывают взрослые, то против него обращают критику и обвинения.
Это тоже прекрасный инструмент для подавления формирующейся личности ребенка.
Критика выискивает недостатки и обесценивает.
Самое страшное, что кроме агрессии и страха она приводит за собой разочарование ребенка в себе и в родителях.
Она воспитывает чувство вины, которое навсегда остается в душе ребенка, и он начинает жить не своей жизнью.
Критика, тем более, если она не конструктивная, чаще всего приводит к конфликтам и жизненному сценарию типа: «Я – плохой и все люди плохие».
Ключевые правила критики гласят, что она должна быть конструктивной и поддерживающей.
Должна настраивать на диалог, направлять его на решение проблемы. Должна учить ребенка большей осознанности и самостоятельности.
6. Чрезмерная похвала и неверное оценивание…
Можно часто слышать в адрес некоторых родителей: «Не перехвалите своего ребенка!».
В этом есть смысл, ребенка действительно можно перехвалить.
Тогда от любого своего действия он будет ожидать не результат, а похвалу. Похвала и положительное оценивание станут ключевыми мотивами его поведения.
Ребенок вырастит чрезмерно зависимым от мнений и оценок со стороны окружающих людей и будет все время стремиться угождать им.
Кроме того, вы можете вырастить эгоцентриста и нарцисса, или даже невротика, все время ищущего одобрения, идеальной любви и признания.
Хвалить нужно в меру и правильно.
Вместо того, что бы говорить:
«Ты получил пять? Какой ты молодец!!!», скажите:
«Я очень рад! Мне очень нравится, что ты хорошо учишься! Я верю в тебя, у тебя будет получаться еще лучше».
Акцент не на «ты», а на «я» превращает вашу похвалу в искреннее одобрение и дает поддержку.
Тем самым вы демонстрируете свою заинтересованность в достижениях ребенка.
Он слышит не формальное «ты – молодец», а ваше отношение к нему, что подчеркивает его ценность как личности, как очень значимого для вас человека.
7. Высмеивание и сравнение с другими детьми…
Как и прочие подобные ошибки, это тоже приводит к низкой самооценке ребенка и его обесцениванию в глазах взрослых, а также к обесцениванию в собственных глазах.
Вы думаете, что сравнивая свое чадо с другими детьми, вы породите в нем чувство конкуренции, и он начнет себя изменять в лучшую сторону?
Так бывает, но очень редко.
И только в том случае, если такое сравнение не унижает ребенка, но лишь указывает на то, что ему необходимо в себе исправить.
Такое сравнение должно поддерживать и вселять веру, что проблему можно решить, а не унижать и лишать сил.
8. Формальное сочувствие…
Фразы типа:
- «Успокойся, все – хорошо!»
- «Не придавай этому значения!»
- «Не обращай внимания!»
- «Бывает и хуже!»
- «Все пройдет, все исправится!»
на самом деле мало успокаивают ребенка.
Более того, брошенные мимоходом, без вникания в переживания и проблемы ребенка, формируют новый виток отчуждения между вами.
Ребенок чувствует, что его проблема не трогает родителей, что они воспринимают ее, а, значит, и его как нечто незначительное, маловажное и малоценное.
Уделите ребенку время, постарайтесь его понять и поддержать. Только делайте это искренне, а не мимоходом.
9. Уход от проблем ребенка…
Это похоже на предыдущую ошибку, только еще хуже.
В этом случае, взрослый вообще не откликается на просьбу ребенка. Ведь ему как всегда некогда, или у него нет настроения.
По сути, он словно бы говорит ребенку: «Опять ты со своими проблемами! Отстань, не до тебя сейчас!»
Ребенок ждет помощи и поддержки, а в итоге остается один на один со своими трудностями и переживаниями.
Потом мы удивляемся, почему нас не понимают наши дети, почему мы словно чужие друг другу люди.
И почему так много вокруг тех, кто может легко смутить наших детей сомнительными, а порой и смертоносными мыслями и негативными убеждениями.
Подробнее о том, как с этим справиться читайте в статье:
Думаю, что 9-ти родительских ошибок достаточно, чтобы понять, что нужно изменить в своем поведении, если ваш ребенок плохо себя ведет, и вы не можете найти с ним общий язык.
Если вы обнаружите в своей воспитательной стратегии эти ошибки и исправите хотя бы часть из них, то, скорее всего, вам уже не придется обращаться к психологу с вопросом:
«У меня непослушный ребенок, что делать?».
На этом все.
Следующая статья будет посвящена селфи-зависимости.
Следите за обновлениями блога и
берегите своих детей.
© Денис Крюков
Вместе с этой статьей читайте:
- Домашний тиран: как распознать и не ошибиться?
- Женские ошибки в отношениях с мужчинами
- Как бороться с домашним тираном: советы психолога
- Как помириться после ссоры и что этому мешает
Ребята, идеала нет есть просто принципы, подходы. Они строятся на стандартах.
А статья действительно хорошая. Время хоть умри, но найди на детей.
Спасибо автору. Как помочь себе все успеть, особенно это сложно женщинам. Время для мужа, детей, домашние дела, красота и т.д. Здесь надо делать все вместе. Мама делает дела. А папа делает уроки с ребенком. И тогда всем будет хорошо. Вот у меня муж работает дальнобойщиком какое он воспитание дает детям, да ни какого. Вот вам и семья. И время.
Родители работают допоздна, приходят домой уставшими, времени на воспитание ребёнка остаётся мало.
И все же, нормальные родители находят время на воспитание
Нормальные родители обязаны найти время на воспитание и выкрутиться из цейнота.
Самое ошибочное, это когда неидеальные по сути люди, будучи родителями, вдруг начинают считать, что надо бы вырастить идеала. А начинать нужно с себя, в первую очередь.
А по сути получается, что воспитывают как себя. Считая что сами идеальны.))))
Надо сначала разобраться что такое идеал. И у каждого человека, идеал может быть разным
Неидеальные родители не хотят, чтобы ребёнок повторил их ошибки и воспитывают ребёнка как идеал.
Если идеал разный, как вы разберётесь что такое идеал?