В статье рассказывается о том, что такое стиль воспитания и как он влияет на жизненный сценарий ребенка.
Как он делает его счастливым или несчастным, жертвой или победителем
Здравствуйте
уважаемые читатели и гости моего блога!
Я продолжаю развивать тему прошлой статьи о проблемной семье и ее признаках.
Здесь мы поговорим о том, что такое стиль воспитания в семье.
И определим, как особенности воспитательного подхода родителей создают программу психологических трудностей и проблем, с которыми сталкиваются их дети.
Вновь вспомню высказывание З. Фрейда: «Все мы родом из детства».
И, действительно, теми, кто мы есть (по крайней мере, на половину), нас делает наше детство.
А именно – стиль воспитания, которого осознанно, но, скорее всего, совершенно бессознательно придерживались наши родители.
Этот стиль включает в себя:
- эмоциональное отношение родителей к ребенку
- совокупность действий и в целом поведение в отношении него
- способы общения с ним, а также способы влияние на него
От стиля зависит, каким ребенок вступает во взрослую жизнь:
Уверенным и сильным или зависимым и слабым. Невротиком или психологически здоровым человеком.
От воспитательного стиля зависит:
Станет ли человек счастливым или будет жить не своей жизнью.
Будет он самостоятельным или будет тянуть лямку по с детства заложенному жизненному сценарию.
Вырастет ли ребенок психологически зрелым или превратиться в инфантильного потребителя, считающего себя центром вселенной.
Как определить
стиль воспитания в семье?
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Если говорить в общем, то все стили воспитания отличаются друг от друга соотношением двух параметров:
а) внимание к ребенку + контроль над его поведением
б) эмоциональное отношение к нему со стороны родителей (взрослых)
Например, ребенка могут любить и испытывать к нему самые нежные чувства, но практически не контролировать, разрешать ему делать все, что он хочет.
Наоборот, — контроль может быть очень жестким.
Власть родителей над поведением ребенка практически неограниченная. Но в эмоциональном плане доминирует холодность.
Родители отстранены от малыша и заняты собой или карьерным ростом.
Самый тяжелый случай, этого, когда нет ни того, ни другого.
Ребенок предоставлен самому себе. К нему не испытывают ни любви, ни нежности.
О нем не заботятся, не проявляют к нему внимания и никак его не контролируют.
В этой статье я представлю уже давно известную классификацию стилей воспитания, которая обобщает все основные модели поведения родителей в отношении своих детей.
После описания каждого из стилей я буду давать ответ на вопросы:
- каким вырастает ребенок при таком стиле его воспитания?
- и какой при этом жизненный сценарий будет передан ему его родителями?
Важно отметить, что стили воспитания редко встречаются в чистом виде.
Тем не менее, практически в каждой семье можно наблюдать общий сценарный рисунок, в котором хоть немного, но доминирует какой-то из них.
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Основные стили воспитания детей
Авторитарный стиль
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Стиль воспитания, опирающийся на власть родителей или одного из них. Родители здесь – главные. Они многое делают ради ребенка.
Но в отношениях к нему (да и между ними) не хватает теплоты, близости, безусловного принятия и чуткого отношения к потребностям ребенка.
Власть и властный контроль распространяется на все сферы его жизни. Его мнение и желания практически не учитываются, а иногда и попросту подавляются.
При таком стиле ребенок, скорее, объект властного управления, чем растущая и развивающая личность и уникальность.
Отсюда хроническое нарушение личных границ ребенка, даже когда он уже не ребенок, а совсем взрослый человек.
Поведение, мысли и чувства ребенка жестко контролируются и регламентируются.
Вообще, жизнь семьи при таком стиле подчинена набору жестких правил и требований. Родители много ждут от ребенка и требуют очень многого.
Но часто эти ожидания и требования не соответствуют его возрасту. Он не может их выполнить или выполняет с большим трудом.
Это вызывает недовольство родителей и еще большее ужесточение требований.
Как правило, такой стиль воспитания детей наблюдается у очень тревожных родителей.
Для того, чтобы смягчить внутреннею тревогу они стремятся все контролировать и подчинять себе.
Кроме того, такой стиль воспитания используется родителями с доминирующим и властным характером, у которых было тяжелое детство и жесткие родители.
Нельзя говорить, что авторитарные родители не любят своих детей, но и правильно выразить свою любовь, безусловно принимать ребенка они не могут.
♦
Как влияет на судьбу ребенка:
♦
Поскольку при таком стиле личность ребенка и его инициатива подавляются. То его жизненный сценарий чаще всего формируется в одном из двух направлений:
Первый сценарий: «Я – плохой, а люди вокруг (и весь мир) хорошие»
Подробнее о сценариях жизни читайте в статье:
Твой сценарий жизнь: чужая программа или личный выбор?
Это сценарий зависимого человека, не способного проявить какую-либо инициативу. Скорее всего, он будет неосознанно искать того, кто станет для него опорой в жизни и будет решать за него проблемы.
Это – человек-жертва.
Но может быть все наоборот. Если ребенок активный и сильный, и если авторитарность родителей его не сломала, то вырастает человек-бунтарь.
Бунтовать он начинает подростковом возрасте. Конфликтует с родителями и учителями, убегает из дома, хулиганит на улице.
Бунтарство продолжается всю жизнь. Такие люди постоянно против кого-то борются, словно бы продолжают жить в условиях авторитарной семьи.
Именно поэтому многие дети, выросшие в такой семье, затем сами создают такие же проблемные семьи.
Мужчина – семейный тиран – типичный представитель этого типа.
Впрочем, и женщина-деспот тоже.
Другой сценарий: «Я – плохой и люди вокруг (и весь мир) плохие»
Самый худший из всех сценариев жизни. Сценарий безнадеги и неудачника. Такой человек обесценивает и себя и окружающих, да и весь мир в целом.
Чаще всего такие люди заканчивают свою жизнь алкоголиками или наркоманами.
Рано умирают в результате неизлечимой болезни или несчастного случая.
Либо становятся преступниками или душевно больными.
Подробнее в статье:
♦
Каким может стать ребенок,
если нет уравновешивающих факторов:
♦
Вариант 1.
- инфантилизм, неумение решать свои проблемы
- эмоциональная отстраненность, замкнутость
- заниженная самооценка, высокая тревожность
- внушаемость
- чрезмерные требования к себе
- конформное, подчиняющееся поведение
- постоянная невротизация на фоне высокой тревожности и чувства вины
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
Вариант 2.
- агрессивность и деспотичность
- завышенные требования к окружающим
- высокая конфликтность и авторитарность
- эмоциональная отстраненность, черствость
- низкая социальная адаптивность
- психопатия и социопатия
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Демократический
(или авторитетный) стиль
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Этот стиль еще называют авторитетным.
В нем ключевое место отводится равноправным отношениям ребенка и авторитетных родителей, использующих разумную требовательность и проявляющих к нему безусловную любовь.
Основан на уважении к личности ребенка. Родительский контроль достаточный и очень гибкий.
А власть и строгость родители используют в зависимости от ситуации и в разумных пределах.
Демократический стиль нацелен на создание гармоничного сочетания в поведении ребенка самостоятельности, ответственности и дисциплинированности.
При этом ребенка принимают, любят безусловной любовью. То есть любовью, не требующей чего-то взамен. Например, хороших оценок, послушания и т.п.
Родители учитывают мнение, желания и потребности ребенка.
Все споры и разногласия с детьми решаются посредством разумного диалога и обсуждения проблемы.
Ребенок в такой семье всегда получает эмоциональную поддержку и теплое отношение, понимание и уважение.
В такой семье он чувствует себя защищенным, ощущает свою ценность, он устойчив к отрицательным влияниям извне.
♦
Как влияет на судьбу ребенка
♦
Этот стиль воспитания формирует у ребенка сценарий победителя или успешного человека, по типу: «Я – хороший и люди вокруг (и весь мир) хорошие».
Это психологически полноценная и гармонично развитая личность, нацеленная на сотрудничество и партнерские взаимодействия.
Соответственно, такой человек проживает полноценную, интересную и осмысленную жизнь.
Он хорошо адаптируется к обществу, умеет достигать своих целей и реализовывать себя.
♦
Каким ребенок будет, когда станет взрослым:
♦
- большинство из 22 качеств успешного человека
- готовность к психологической зрелости
- адекватная самооценка и уверенность в себе
- самостоятельность и творческая активность
- психологическое здоровье
- способность устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми
- чувство собственного достоинства
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Либеральный стиль
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Этот стиль воспитания в семье еще называют попустительским, так как ребенку разрешается практически все.
Он живет в атмосфере вседозволенности. Ему предоставляется полная свобода.
Ребенка балуют, часто потакают его прихотям, он частенько бывает в центре внимания. Отношение к нему очень теплое и опекающее.
Но контроль очень низкий. Ребенок почти не выполняет требований взрослых. Он не знает, что такое «надо».
Часто понукает родителями и другими родственниками, манипулирует ими и подчиняет себе.
У таких детей практически всегда бывают проблемы в детском саду и в школе. Они часто конфликтуют со сверстниками учителями.
Все потому, что родители практически не принимают участия в развитии личности таких детей. У них очень низкая дисциплина.
Им сложно установить более-менее четкие границы между «хорошо» и «плохо», между «надо» и «хочу».
У них нет ясной системы жизненных ориентиров и устойчивой сферы ценностей.
Либеральный стиль воспитания похож на авторитарный тем, что при нем в семье нет теплых и принимающих отношений.
Если родители и любят ребенка, то не никак не выражают этой любви. Они чаще всего эмоционально отстранены. Причем как от ребенка, так и друг от друга.
♦
Как влияет на судьбу ребенка
♦
Чаще всего в судьбе человека, воспитанного в этом стиле, реализуется вот этот сценарий: «Я – хороший, а люди вокруг (и весь мир) плохие».
В самых крайних случаях это человек — манипулятор. Он до чрезвычайности требователен к другим, переполнен иллюзорными ожиданиями.
Становится обидчивым и капризным, если его требования не выполняются, а ожидания не сбываются.
Очень тяжело взаимодействуют с окружающими, поскольку в силу своего эгоцентризма зачастую игнорируют их интересы.
♦
Каким может стать ребенок,
если нет уравновешивающих факторов:
♦
- неуверенность в себе
- эгоизм и эгоцентризм
- отсутствие четких жизненных ориентиров
- повышенная тревожность
- зависимое поведение, внушаемость
- конфликтность и неумение поддерживать отношения
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Индифферентный
(или попустительский) стиль
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Стиль воспитания детей, когда родители практически безразличны к ребенку.
Проявляют к нему холодность, не контролируют его. Каждый в семье живет своей жизнью.
Как правило, это проблемная или дисфункциональная семья.
Родители больше заняты собой и своими проблемами, чем ребенком и его потребностями.
Ребенок с ранних лет привыкает к одиночеству, либо его семье становится уличная компания или друзья из воображаемого мира.
Родители не принимают участия в воспитании ребенка. Он не получает никакой возможности для своего личностного и духовного развития.
В семейных отношениях доминирует эмоциональная холодность и отстраненность.
Самое тяжелое, что при этом ребенок чувствует, что не любим, что он никому не нужен, или даже является помехой для родителей, да и для других людей тоже.
♦
Как влияет на судьбу ребенка:
♦
В подавляющем большинстве случаев жизнь таких брошенных детей развивается по сценарию: «Я – плохой и люди вокруг (и весь мир) плохие».
Ведь такой человек не ценит себя, и у него нет доверия к миру.
Хуже всего, если родители были не просто безразличны к ребенку, но еще и проявляли враждебность и агрессию.
Тогда ребенок чувствует, враждебность всего мира.
И от что людей нельзя ждать ничего хорошего.
Часто бывает, что такие люди становятся отчаявшимися пессимистами или преступниками, ненавидящими мир, творящими зло ради самого зла.
Они словно бы мстят миру и окружающим людям за то, что их отвергли родители.
Поскольку у таких детей не сформировано понятия семьи и домашнего очага, то повзрослев, они с трудом создают собственные семьи.
♦
Каким может стать ребенок,
если нет уравновешивающих факторов:
♦
- большинство из 20 качеств неудачника
- неуверенность в себе и обесценивание себя
- враждебность и агрессивность
- пессимизм и конфликтность
- отсутствие четких жизненных ориентиров
- страх перед будущим
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Смешанный
(или хаотичный стиль) воспитания
♦♦♦ ♦♦♦ ♦♦♦
Этот когда в семье нет единого подхода к воспитанию.
Каждый из родителей использует свой подход.
Происходить это и тогда, когда разные подходы используют не только родители, но дедушки, бабушки и другие родственники.
Другой распространенный случай – это попеременное использование разных воспитательных стилей.
Когда, например, демократический стиль воспитания сменяется на его противоположность – авторитарный.
Чаще всего смена стилей происходит, когда в отношениях родителей возникают какие-то проблемы.
Бывает, что стиль воспитания одного ребенка меняется, когда рождается другой ребенок. Родители переключаются на младшего, а старший остается без внимания.
Или его вдруг начинают считать совершенно взрослым и начинают воспитывать авторитарно.
Часто, когда ребенок достигает подросткового возраста, родители, столкнувшись с новыми трудностями, отстраняются от него.
Наоборот, бывает так, что в раннем возрасте родители были отстраненными и занятыми своими делами.
А в подростковом возрасте вдруг стали авторитарно навязывать тесное эмоциональное общение.
♦
Как влияет на судьбу ребенка:
♦
Здесь очень много зависит от того, какой стиль был доминирующим.
Но в любом случае хаотичный стиль воспитание может сформировать у ребенка только негативный жизненный сценарий.
Хорошо если он будет хоть немного уравновешен демократическим стилем воспитания. Который хотя бы время от времени будет использовать кто-то из родителей или родственников.
Так бывает, когда, например, при общей отстраненности и эмоциональной холодности или жесткости родителей, ребенок получает тепло, понимание и поддержку от бабушки.
♦
Каким может стать ребенок,
если нет уравновешивающих факторов:
♦
- отсутствие ощущения стабильности
- противоречивая самооценка, неуверенность в себе
- отсутствие четких жизненных ориентиров
- повышенная тревожность и вина
- жизненная неустроенность
- неумение устанавливать и поддерживать отношения
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
Теперь давайте подведем итоги этой статьи.
Как вы видите, самый оптимальный стиль воспитания детей – демократический.
Все остальные, так или иначе, отрицательно сказываются на судьбе ребенка и формируют негативный жизненный сценарий.
Кроме того, практическая психология, да и обычные жизненные наблюдения показывают, что стиль воспитания в семье, если он только не демократический, приводит к тому, что ребенок, став взрослым, начинает страдать какими-либо формами зависимости.
Чаще всего это алкоголь или наркотики. В последнее время добавилась и игромания.
На этом все.
До встречи в следующей публикации!
В ней я опишу два негармоничных типа воспитания:
гиперопеку и гипоопеку.
Жду Ваших комментариев и отзывов.
Берегите себя!
© Денис Крюков
Автор сайта
https://formaetsensum.ru/
Психолог в Чите и психолог онлайн
Вместе с этой статьей читайте:
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.