Методы поиска решений: пробуди свое творчество!

Методы поиска решений

Приветствую вас, дорогие читатели! 

Вот и осень.

Наступает пора падающих листьев.

Вот-вот они станут пестрыми, словно платья черноокой цыганки, и приведут за собой удивительное сочетание нежной восторженности и мягкой грусти.

С этими мыслями об осени в уме почему-то сразу зашелестели строчки японского трехстишия:

«В моей душе так много горьких слез,

как пчел в лесу.

О, золотой мой улей!»

Впрочем, данная статья не об осени.

Этой публикацией я продолжаю цикл статей о креативных техниках решения проблем.

То, что уже есть на эту тему, вы можете прочитать здесь: пример 1, пример 2, пример 3. Также смотрите другие методы поиска решений в рубрике «Методы и техники саморазвития и самопомощи».

Здесь я представлю два новых варианта.

Я их назвал: техника «Между прочим» и техника «Чемодан чепухи». Сразу скажу, что это немного доработанные творческие идеи, которые я почерпнул в великолепной книге Марка Леви «Гениальность на заказ». Я их просто немного переделал и добавил кое-что свое.

Кстати, технику «Чемодан чепухи» очень любят дети. Она веселая и увлекательная.

С ее помощью можно пробовать решать многие детские проблемы и развивать креативность ребенка. Дети даже лучше, чем взрослые справляются с применением данной техники.

Для начала давайте вспомним известную фразу из сказки Льюиса Кэрролла про Алису в стране чудес: «Что общего между вороном и письменным столом?». Казалось бы, совершенно бестолковые слова!

Но на самом деле попытка найти ответ на такие вот абсурдности очень хорошо развивает творческое нелинейное мышление. Ведь задача не в том, чтобы найти правильное решение, а в попытке расшевелить ваши креативные способности.

Дело в том, что, разгадывая подобные загадки, ваш мозг вынужден активно продуцировать множество вариантов решений, поскольку сама загадка не предполагает какого-то одного очевидного ответа, его попросту нет, есть множество возможных! А такой режим работы мозга хорошо его тренирует, настраивая на свободу поиска самых различных идей.

Собственно говоря, на этом и основана техника фрирайтинга, который, в свою очередь, лежит в основе метода поиска решений, представленного мной в статье «Один в поле воин или мозговая атака в одиночку».

Кто читал, тот помнит, что нужно за 16 минут очень быстро сформулировать 64 варианта возможного решения имеющейся у вас проблемы. Вы просто свободно вываливаете на бумагу все, что приходит на ум, даже самое абсурдное, а потом из этой свалки выбираете то, что вам подходит лучше всего.

Все просто.

Как пишет Марк Леви, «продуцируйте как можно больше идей, поскольку каждая идея ведет к другой, а та к следующей. Выстраивается цепочка самых разных идей, и таким образом, отталкиваясь от самой нелепой идеи, можно прийти к самому правильному решению. Элемент вымысла эффективен потому, что помогает добраться до творческих участков мозга».  

Но при всей своей эффективности, мозговая атака в одиночку имеет небольшой недостаток: на самом деле некоторым людям очень сложно за 16 минут выдать так много идей. Поэтому я предлагаю еще пару один вариантов этой техники. Итак, …  

Методы поиска решений

или пробуди свое творчество 

Первый метод или, если угодно, техника, называется «Между прочим».

Чем от него отличается мозговая атака в одиночку? А тем, что в «Между прочим» нет таймера, и у вас не 16 минут, а целых 2 дня.

Вы никуда не спешите, а решаете свою проблему между прочими делами и заботами.  Именно отсюда такое название. (Конечно, это при условии, что вам не нужно найти и принять мгновенное решение проблемы).

Последовательность применения этой техники следующая.

  1. Формулировка проблемы.

Пока все тоже, что и в мозговой атаке: формулируете проблему и желательно в одном предложении.       

  1. Подготовка к поиску решения

Вот здесь пошли отличия: таймера нет, а на формулировку множества решений проблемы у вас целых два дня. Правда, вместо 64 решений, вам нужно сформулировать целых 100! Но за то у вас дня, а не 16 минут.

Вам опять понадобится лист А4, разделенный на четыре части. Кроме того, вам нужно дать себе установку, что в течение этих двух дней, вы будете искать решения означенной проблемы, не торопясь, делая другие дела и даже думая о другом. Но где-то на периферии сознания вы все время будете искать решения, да не одно, а целую сотню.  Для записи своих идей вы можете воспользоваться вот этой табличкой.

День первый День второй
1-я половина

 

 

 
1-я половина
2-я половина

 

 

 
2-я половина
  1. Двухдневный поиск.

В течение двух дней вы неспешна, формулируете 100 возможных решений вашей проблемы, последовательно выписывая их в таблицу. В первый день вам нужно создать 50 решений: 25 в первой половине и 25 во второй, на следующий день то же самое.

Не старайтесь, не прилагайте сверхусилий, занимайтесь другими делами, пусть ваш мозг освободиться от внутреннего критика и где-то на периферии сознания будет создавать новые идеи.

 По мере их поступления, берите таблицу и вписывайте их туда. Ничего страшного, если не набрали идей в первой половине дня, доберете во второй, или на следующий день. Главное, не отступать от установки на создания целой сотни!         

  1. Подведение итогов.

Вечером второго дня или на следующий день, проводится анализ сгенерированных идей, из них отбираются самые подходящие для решения вашей проблемы. Если даже вы и не найдёте нужный ответ на ваш вопрос, не решите проблему, данный неспешный вариант мозговой атаки обязательно подскажет вам новые направления поиска. Проверено мной и не одним десятком моих клиентов!


Вторая техника называется «Шкатулка чепухи».

Это тот же метод мозгового штурма, но проводится в игровой манере. Не знаю, откуда мне пришло в голову такое название. Возможно, что это намек на одноименную сказку Людмилы Петрушевской. Об этой сказке я как-нибудь обязательно напишу отдельную статью, так как она очень увлекательна своей психологичностью и, читая ее, можно многому научиться.    

Сама же техника очень проста. Берете небольшую картонную коробку (у меня это коробка из-под электрического чайника) и набиваете ее всякой мелкой всячиной. Например, там могут быть: пуговицы, части от сломанных детских игрушек, пара-тройка шурупов, камушки с морского берега, клубок ниток, обгрызенный карандаш, сломанный сотовый, фантики от конфет…

В общем, список можно продолжать до бесконечности. Что вы туда положите – не важно, чем больше, самых разных вещей, тем лучше.

Зачем все это нужно, спросите вы?   

А дальше самое интересное!

  1. Формулируете проблему. Как водится – в одном предложении. После этого засовываете руку в чемодан с чепухой, берете первую попавшуюся вещь и...
  2. Начинаете творить. 

Это творчество заключается в задавании вопросов и в записывании всех возможных ответов на них.

Первый вопрос, который вы задаете: «Как эта вещь связана с моей проблемой?». Немного подумав, откладываете вещь и начинаете выписывать возможные варианты. Пишите все, что придет на ум, расслабитесь, отключите внутреннего критика, отбросьте логику и здравый смысл – это игра воображения, а не размышление!

Конечно, ваш мозг будет сопротивляться, ведь мы не привыкли так решать проблемы. Мы их решаем с помощью здравого смысла, но именно поэтому многие творческие идеи, замыслы и решения так и остаются не раскрытыми.

После 5 минут работы в таком режиме, задаете второй вопрос: «Как эта вещь связана с решением моей проблемы?», и снова выписывает все мысли, пришедшие на ум.

Сколько времени у вас потребует такой вот творческий мозговой штурм?  Каких-либо ограничений нет. Это игра, действуйте по наитию. Можете вытянуть еще несколько вещей из вашего чемодана и задать им те же вопросы.

На самом деле, ваша задача совсем не в том, чтобы действительно найти существующую связь между первой попавшейся чепухой и вашей проблемой, ваша задача активировать творческое мышление, а уж оно, освободившись от пут логики и здравого смысла, постепенно придёт к правильному решению.

Я уж как-то писал, что все мы в глубине души знаем, как решить наши проблемы, у нас уже есть интуитивный алгоритм их решения, нужно только найти к нему путь.  И эти техники помогают это сделать с помощью своей нелогичной логики, основанной на свободных ассоциациях.  

    3. Следуете за своими идеями. 

После того, как у вас скопилось некоторое количество идей, вы можете начать воображать о вашей проблеме, отталкиваясь уже не от вещей из чемодана чепухи, а от самых этих идей. Просто спрашивайте себя: «Как эта идея связана с моей проблемой и ее решением?». Продолжайте записывать все ответы и идите следом за ними, и они выведут вас на правильный путь.   

    4. Подводите итоги. 

Как только почувствуете, что идей скопилось достаточно, и вы уже можете включить логику и здравый смысл, начинайте отбирать из них самые продуктивные и пытайтесь сформулировать возможное решение вашей проблемы. 

Надеюсь, данный метод мозгового штурма будет вам полезен. Он свободный и творческий, его даже не очень удобно называть методом или техникой, это действительно игра, поэтому она так хорошо удается в занятиях с детьми.  

Просто пробуйте эти методы поиска решений и действуйте, а результат не заставит себя ждать! 

До скорой встречи в следующей статье!         

 © Денис Крюков


Вместе с этой статьей читайте:  

Свободные мысли на тему: в чём счастье человека  

Что делать, если у вас низкая мотивация и нет сил работать

Убеждения, которые мешают жить


 

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).

Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail. 

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

 Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀  

Автор: Денис Крюков

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 1 из 5)
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Коментарии: 15

  1. Дмитрий

    Начальник блога опять куда-то пропал! )))) Я тут усиленно диалоги поддерживаю, а его нет!

    • Денис Крюков

      Дмитрий, спасибо, что поддерживаете диалоги! Я не пропадал, я здесь, просто так много работы, что некогда даже коротенький коммент закинуть в блог.

      • eun

        Кто оправдывается — тот виноват...

        • Игорь

          А так всегда было.По этому я стараюсь никогда не оправдываться, да же если виноват :mrgreen:

        • Денис

          Денис не оправдывался, а объяснял свою ситуацию.

          Вы путаете два понятия, хотя они и схожи.

          • Игорь

            Да здесь все было сведено в шутку)))

          • Денис

            В чём шутка, в неразличении понятий?

    • Игорь

      Я то же радуюсь когда он у нас переодически пропадает, а то он у нас самодур :mrgreen:

      • Игорь

        Это я про своего начальника пишу :mrgreen:

        • Денис

          Мы поняли, что про своего начальника пишете.

  2. Дмитрий

    Я так понимаю, что суть таких техник в том, чтобы отвлечь внимание от логики и разбудить творчество?

  3. Дмитрий

    Я сказки Людмилы Петрушевской с дочкой читаю — классные сказки! Рекомендую! И действительно в них много психологии.

    А чемодан чепухи я пробовал — мозг куда-то в сторону от проблемы уезжает и все, невозможно сосредоточится . Может, что не так делаю?

  4. eun

    Касательно продуцирования новых идей, мне понравилось слово «пилотируем»...

  5. Дмитрий

    Денис, привет! По-моему вот этот вариант мозговой атаки лучше, что та, что ты описал в статье Один в поле воин или мозговая атака в одиночку" Как-то в развалочку, без напряга лучше искать решение проблемы.

    • eun

      Дествительно, техника «между прочим» самое то — два выходных дня по сути — часто применяю...

      P.S. Поправьте: «у вас дня».

Оставить комментарий
Запись на консультацию
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Самые общительные читатели