Непослушный ребенок: что делать и как его изменить?

Лучшее, что мы можем дать нашим детям,

– это научить их любить себя
(Луиза Хей) 

Цель воспитания –

научить наших детей обходиться без нас
(Эрнст Легуве)


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Эта статья повествует о подводных камнях на пути воспитания и обучения, которые создают основу для ссор и конфликтов между родителями и их детьми. 

Очень часто ко мне за психологической помощью обращаются родители так называемых «непослушных детей».

Вот типичные вопросы, которые они задают:


  • У нас непослушный ребенок, что делать, как нам справиться с этой ситуацией, как заставить его слушаться и выполнять все наши требования?
  • Почему ребенок плохо себя ведет, не поддается контролю, и совершенно не прислушивается к нашим словам и наставлениям?
  • Почему ребенок часто капризничает, устраивает сцены, демонстрирует своей характер и как будто специально норовит сделать все наоборот?

Заметили, что во всех этих вопросах

проявляется родительский эгоцентризм и авторитаризм

– одно слово «заставить» чего стоит!

Основной посыл этих высказываний: «Мы все делаем правильно, а он….!!!!».

Почему-то многие взрослые люди полагают, что они не могут ошибаться.

Что они практически идеальные родители.

К сожалению, многие из них страдают звездной болезнью «лучшего в мире воспитателя» и не замечают, что совершают множество ошибок в попытках «сделать из своего ребенка хорошего человека».

Об этом я уже писал в статье:

Подари ребенку невроз: 10 правил…       

Данная публикация – ее логическое продолжение.

В ней мы разберем распространенные ошибки родителей, которые часто заводят в тупик их отношения с детьми, а иногда становятся одним из факторов того, что их брак трещит по швам.

Сразу отмечу, что рассказывая об этих ошибках, я не буду оригинальным, а буду опираться на прекрасную книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер – «Как общаться с ребенком?».

Итак, …

Ошибки родителей,

или как воспитывается непослушный ребенок

  1. Директивное воспитание …

То есть воздействие на ребенка посредством приказов, команд, распоряжений, требующих беспрекословного подчинения.

С виду помогает, но в итоге выстраивает неприступные стены между ребенком и его родителями.

Дело в том, что приказ и команда, исходят из их интересов и почти никак не соотносятся с интересами ребенка.

Ребенок чувствует, что в его проблему вникать не хотят, его не слышат, а, значит, приказ загоняет его в одиночество.  

Он лишает самостоятельности, подчиняет волю ребенка, подавляет инициативу, формирует жизненный сценарий неудачника.     

Будете воспитывать командно-административным способом – воспитаете подчиняющуюся всем жертву, либо жуткого бунтаря.   

  1. Угрозы и эмоциональное давление…

Здесь активно действуют авторитет и власть родителей.

Они направляют ребенка в сети вечного страха и тревоги. А под их воздействием постепенно тает его психологическое здоровье.  

Кроме того, угрожая ребенку, мы не только подавляем его волю, но создаем условия формирования детской агрессии.

А поскольку, чаще всего ребенок не может выразить ее прямо, то он направляет ее на себя.

Агрессия превращается в ненависть к самому себе.

А за ней следуют низкая самооценка и неуверенность в своих силах.

Вместе с приказами и директивами, угрозы формируют комплекс жертвы и прочие негативные жизненные сценарии.  

  1. Чтение морали, нотации и нравоучения

Давно известно, что если ребенок плохо себя ведет, то словесные поучения и чтение моральных заповедей никогда не изменяют его в лучшую сторону.  

Они только раздражают ребенка или наводят на него лень и скуку.

Нравственность и поведение, соответствующее моральным заповедям, воспитываются только примером родителей и других близких ребенку людей, а не словами. 

Вместо того, что бы разглагольствоватьи бросать слова на ветер, покажите своим примером, как поступать, как жить, как работать, как правильно взаимодействовать с окружающими, и как стать счастливым человеком, тогда нужда в нотациях и нравоучениях отпадет сама собой.  

  1. Советы и принятие решений за ребенка…

Готовые решения и советы, сыплющиеся на голову ребенка со всех сторон, – один из самых действенных способов сформировать у ребенка качества неудачника.

Такое как, например, неумение самостоятельно решать проблемы.

Он привыкает к тому, что за него все сделают, примут решение, найдут способ выйти из трудностей.

Потом, дабы избежать самостоятельности и не брать на себя ответственность за собственную жизнь, он все время будет искать поддержки, совета и готового решения у жены, друзей, начальства и психолога.

Или еще хуже: у сомнительного «мудрого гуру» из какой-нибудь секты или у наставника из интенет-сообщества самоубийц.  

Подробнее об этом в статье:

Инфантильный мужчина: кто он такой и как его вырастить?

       5. Критика и обвинения…

Обычно, если ребенок часто капризничает, не слушается, ведет себя не так, как указывают взрослые, то против него обращают критику и обвинения.

Это тоже прекрасный инструмент для подавления формирующейся личности ребенка.

Критика выискивает недостатки и обесценивает.   

Самое страшное, что кроме агрессии и страха она приводит за собой разочарование ребенка в себе и в родителях.

Она воспитывает чувство вины, которое навсегда остается в душе ребенка, и он начинает жить не своей жизнью.

Критика, тем более, если она не конструктивная, чаще всего приводит к конфликтам и жизненному сценарию типа: «Я – плохой и все люди плохие».

Ключевые правила критики гласят, что она должна быть конструктивной и поддерживающей.

Должна настраивать на диалог, направлять его на решение проблемы. Должна учить ребенка большей осознанности и самостоятельности.

      6. Чрезмерная похвала и неверное оценивание…

Можно часто слышать в адрес некоторых родителей: «Не перехвалите своего ребенка!».

В этом есть смысл, ребенка действительно можно перехвалить.

Тогда от любого своего действия он будет ожидать не результат, а похвалу. Похвала и положительное оценивание станут ключевыми мотивами его поведения.

Ребенок вырастит чрезмерно зависимым от мнений и оценок со стороны окружающих людей и будет все время стремиться угождать им.

Кроме того, вы можете вырастить эгоцентриста и нарцисса, или даже невротика, все время ищущего одобрения, идеальной любви и признания.

Хвалить нужно в меру и правильно.

Вместо того, что бы говорить:

«Ты получил пять? Какой ты молодец!!!», скажите:

«Я очень рад! Мне очень нравится, что ты хорошо учишься! Я верю в тебя, у тебя будет получаться еще лучше».

Акцент не на «ты», а на «я» превращает вашу похвалу в искреннее одобрение и дает поддержку.

Тем самым вы демонстрируете свою заинтересованность в достижениях ребенка.   

Он слышит не формальное «ты – молодец», а ваше отношение к нему, что подчеркивает его ценность как личности, как очень значимого для вас человека.  

     7. Высмеивание и сравнение с другими детьми…

Как и прочие подобные ошибки, это тоже приводит к низкой самооценке ребенка и его обесцениванию в глазах взрослых, а также к обесцениванию в собственных глазах.

Вы думаете, что сравнивая свое чадо с другими детьми, вы породите в нем чувство конкуренции, и он начнет себя изменять в лучшую сторону?

Так бывает, но очень редко.

И только в том случае, если такое сравнение не унижает ребенка, но лишь указывает на то, что ему необходимо в себе исправить. 

Такое сравнение должно поддерживать и вселять веру, что проблему можно решить, а не унижать и лишать сил.  

     8. Формальное сочувствие…

Фразы типа:

  • «Успокойся, все – хорошо!»
  • «Не придавай этому значения!»
  • «Не обращай внимания!»
  • «Бывает и хуже!»
  • «Все пройдет, все исправится!»

на самом деле мало успокаивают ребенка.

Более того, брошенные мимоходом, без вникания в переживания и проблемы ребенка, формируют новый виток отчуждения между вами.

Ребенок чувствует, что его проблема не трогает родителей, что они воспринимают ее, а, значит, и его как нечто незначительное, маловажное и малоценное.

Уделите ребенку время, постарайтесь его понять и поддержать. Только делайте это искренне, а не мимоходом.   

     9. Уход от проблем ребенка…

Это похоже на предыдущую ошибку, только еще хуже.

В этом случае, взрослый вообще не откликается на просьбу ребенка. Ведь ему как всегда некогда, или у него нет настроения.

По сути, он словно бы говорит ребенку: «Опять ты со своими проблемами! Отстань, не до тебя сейчас!»

Ребенок ждет помощи и поддержки, а в итоге остается один на один со своими трудностями и переживаниями.

 Потом мы удивляемся, почему нас не понимают наши дети, почему мы словно чужие друг другу люди.

И почему так много вокруг тех, кто может легко смутить наших детей сомнительными, а порой и смертоносными мыслями и негативными убеждениями

Подробнее о том, как с этим справиться читайте в статье:

Профилактика детского суицида  

Думаю, что 9-ти родительских ошибок достаточно, чтобы понять, что нужно изменить в своем поведении, если ваш ребенок плохо себя ведет, и вы не можете найти с ним общий язык.

Если вы обнаружите в своей воспитательной стратегии эти ошибки и исправите хотя бы часть из них, то, скорее всего, вам уже не придется обращаться к психологу с вопросом:

«У меня непослушный ребенок, что делать?».

На этом все.

Следующая статья будет посвящена селфи-зависимости.

 Следите за обновлениями блога и

берегите своих детей.

© Денис Крюков


Вместе с этой статьей читайте:


 

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 1 из 5)
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Коментарии: 9

  1. Наталья

    Ребята, идеала нет есть просто принципы, подходы. Они строятся на стандартах.

    А статья действительно хорошая. Время хоть умри, но найди на детей.

    Спасибо автору. Как помочь себе все успеть, особенно это сложно женщинам. Время для мужа, детей, домашние дела, красота и т.д. Здесь надо делать все вместе. Мама делает дела. А папа делает уроки с ребенком. И тогда всем будет хорошо. Вот у меня муж работает дальнобойщиком какое он воспитание дает детям, да ни какого. Вот вам и семья. И время. [;(]

  2. Денис

    Родители работают допоздна, приходят домой уставшими, времени на воспитание ребёнка остаётся мало.

    • Игорь

      И все же, нормальные родители находят время на воспитание

    • Денис

      Нормальные родители обязаны найти время на воспитание и выкрутиться из цейнота.

  3. Валентина

    Самое ошибочное, это когда неидеальные по сути люди, будучи родителями, вдруг начинают считать, что надо бы вырастить идеала. А начинать нужно с себя, в первую очередь.

    • Игорь

      А по сути получается, что воспитывают как себя. Считая что сами идеальны.))))

    • Игорь

      Надо сначала разобраться что такое идеал. И у каждого человека, идеал может быть разным

    • Денис

      Неидеальные родители не хотят, чтобы ребёнок повторил их ошибки и воспитывают ребёнка как идеал.

    • Денис

      Если идеал разный, как вы разберётесь что такое идеал?

Оставить комментарий
Запись на консультацию
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Самые общительные читатели