+7(914) 364-12-24

piligrim21@mail.ru

+7 (914) 474-18-16

Секретарь

Работаю

только по предварительной записи

Как научиться говорить нет

 Манипуляции в общении          Обсудить

 


Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

В это статье рассказано о том, как научиться говорить нет и правильно возражать. Так же в ней представлены наиболее эффективные техники грамотного отказа.

Тема продолжает предыдущую публикацию

В этой статье будут описаны некоторые сценарии поведения, позволяющие побороть плохую привычку говорить «да» навязанным требованиям и просьбам и научиться правилам грамотного отказа.

Содержание статьи:

Как правильно высказать возражение

Моральная заковырка

Сценарии грамотного «нет»  

Как научиться говорить нет 

 

Сценарии сценариями, но просто так, сходу их применить сложно. Я бы, конечно же, порекомендовал вам принять участие в тренингах «Развитие успешных коммуникаций» или «Искусство управления конфликтами», но не буду этого делать. 

Я считаю, что тренингом является вся наша жизнь.

И репетировать сценарии грамотного «нет» можно самостоятельно, в повседневных коммуникациях с окружающими

Но, предварительно рекомендую пообщаться со своим зеркальным отражением.

Да, именно так! Встаете перед зеркалом и отрабатываете  выбранный сценарий.

Например, твердо и уверенно говорите «нет» на ««вечную» и весьма нудную просьбу о помощи некой Л. из соседнего отдела».

В качестве Л. пусть выступает ваше отражение.

Если у кого то упражнение с зеркалом вызвало скептическую усмешку, то это зря, это хорошая техника для отработки навыков общения.

Она успешно применяется как в обучении актерскому мастерству, так и для психологической коррекции поведения.

Не верите? Попробуйте хотя бы разок и все поймете!

Я обязательно опишу эту технику в отдельной публикации. Только вы об этом обещании мне почаще напоминайте. Ведь известно, что «обещанного три года ждут…».   

Впрочем, я отвлекся!

Идем дальше, и здесь нас ждет еще одно очень короткое отступление о том, что есть некая …

 

Моральная заковырка

в применении данных сценариев

 

К сожалению, все они, кроме, разумеется, первого сценария, в большинстве случаев основаны на неискреннем отношении к просящему или требующему человеку, в них часто используются ложные, выдуманные факты.

Иными словами, — это чистой воды манипуляции собеседником.  

Поэтому, применять их или не применять в общении с людьми, которые пытаются вам навязать ненужные обязательства, решайте сами, ориентируясь на свои моральные принципы. 

Думаю, мало, кто будет их использовать на всю катушку в отношении друга или близкого человека, даже если его просьба идет в разрез вашим интересам. Итак…

Сценарии грамотного «нет»

 

  1. Твердое прямолинейное «нет»

Пожалуй, самый сложный для выполнения сценарий.

По сути, он прост: внимательно выслушиваем собеседника и говорим «нет» или «нет, не смогу».

Вся психологическая суть этой техники в спокойной твердости и прямолинейности ответа. Это проявляется и голосом, и мимикой, и жестами.

Чтобы это хорошо получилось, поработайте с зеркалом или с человеком, которому доверяете. В случае если эта техника не сработала, переходите к следующему сценарию.    

  1. Аргументированное объяснение отказа

Этот сценарий Вы прекрасно знаете. Он прекрасно отвечает на вопрос: как научиться говорить нет и правильно возражать?

Просто объясняете просящему, что по определенным причинам вы не можете выполнить его просьбу, мол, обстоятельства складываются так, что помочь никак не сможете.

«Я не могу это сделать, потому, что...». Как правило, 2-3 сильных аргументов бывает достаточно. Обычно люди с пониманием относятся к обоснованным отказам (но не всегда). 

  1. «Отсрочка»

В ответ на просьбу попросите паузу для того, чтобы обдумать свой ответ. Быть может, минуту, час, день, два.

При этом можно использовать фразу: «Мне нужно подумать, смогу ли я тебе помочь, и если да, то, как я смогу это сделать. Но мне нужно время, чтобы принять решение».

Вполне возможно, что за то время, пока вы думаете, у просящего изменятся обстоятельства, и необходимость в выполнении его просьбы отпадет сама собой.

К тому же, если просящий – человек, не обделенный умом и тактичностью, то он сообразит, что ваш ответ говорит о неготовности выполнить просьбу, что вам это сделать будет нелегко. Тогда, быть может, он откажется от своей просьбы.

  1. Отсрочка с условной надеждой

Эта стратегия похожа на предыдущую, но отличается тем, что вы косвенно соглашаетесь на выполнения просьбы или берете обязательства.

Например: «Хорошо, хотя у меня очень мало времени и я очень занят, в ближайшее я подумаю, как тебе помочь, но, сразу скажу, что ничего не обещаю».

Очень важно, чтобы просящий четко усвоил, что ваше согласие на выполнение просьбы совсем не гарантирует ее выполнение, что вы просто попытаетесь что-то предпринять

Один из вариантов этого сценария звучит примерно так: «Я тебе помогу, но если у меня появятся возможности и если обстоятельства сложатся благоприятно». 

Схема: «Я помогу, если…» очень эффективна, так как частично снимает с вас ответственность за отказ.  

  1. «Форс-мажор»

Это часто используемый сценарий. И он достаточно эффективен. Вы отказываете, приводя в качестве аргумента жуткую нехватку времени и завал в делах

Но! Не используйте этот сценарий слишком часто, тем более, если препятствующие обстоятельства выдуманы.

Люди достаточно хорошо распознают ложь, особенно, если она имеет повторяющийся характер, а это зачастую приводит к конфликтам.

Можно успешно комбинировать 4 и 5 сценарии. Как правило, хорошо срабатывают совмещенные «аргумент к цейтноту» и «аргумент к плохому качеству». 

Например: «Понимаешь, у меня так мало времени и я все время тороплюсь, что я либо выполню твою просьбу не вовремя, либо чего-нибудь там напутаю и сделаю это не качественно. Тебе же хуже будет».

Еще один вариант аргументированного отказа: «Я не успею к этому сроку», либо: «Я могу это сделать, но только когда доработаю годовой отчет».

  1. Альтернативная помощь

Вы отвечаете «нет» на просьбу собеседника, но предлагаете иной вариант помощи. «Нет, в данном случае я помочь тебе ни как не могу. Но, быть может, я могу тебе помочь в другом деле?».

Либо другой вариант: «Нет, в данном случае я помочь тебе ни как не могу. Но давай вместе подумаем, как ты можешь выйти из этой ситуации, согласись, — «одна голова – хорошо, а две лучше».

Часто бывает так, что в совместном обсуждении действительно рождается решения проблемы просящего, находится иной путь.

Кроме того, отказав вы не отказываете, поскольку, не смотря ни на что, помогаете человеку.  

  1. Непривлекательный образ

Суть данного сценария хорошо выражается фразой: «А оно тебе надо?». Вы стараетесь убедить просящего в том, что решение его проблемы едва ли принесет ему пользу, наоборот, — только хуже будет.

Если аргументы довольно-таки убедительны, то человек может сам отказаться от своей просьбы.

Ну вот, теперь вы знакомы со сценариями грамотного отказа и знаете, как научиться говорить нет.

На этом все. С нетерпением жду ваших откликов!

Удачи в делах!

Следите за обновлениями блога.

© Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum.ru/

Психолог в Чите и психолог онлайн


Вместе с этим читайте: 

Эффект Пигмалиона: материализация мыслей и чувств

Домашний тиран: как распознать и не ошибиться?

10 правил, которые помогут выиграть спор

12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь

22 полезных качества успешного человека 

 

Обсуждение: 35 комментариев
  1. Ольга:

    лучше отказать один раз ,сказав «нет», чем при каждом случае начинать обуславливать свой ответ.

    Ответить
    1. Игорь:

      правильно Ольга, лучше пусть один раз на ваше НЕТ обидятся, чем постоянно будут обижаться, а вы оправдываться

      Ответить
    2. Денис:

      Ольга, важно чтобы ваше Нет не аукнулось для вас в будущем.

      Ответить
  2. Ольга:

    категоричное "нет " отталкивает,но все есть такие моменты ,когда его приходится говорить, в статье представлены способы корректных ответов.

    Ответить
    1. Денис Крюков:

      Категоричное, но корректное «нет», как правило, вызывает уважение, по крайней мере, у меня так.

      Ответить
    2. Игорь:

      Ольга, ну понятно что категоричное НЕТ отталкивает, а назойливость человека не отталкивает что ли?

      Ответить
  3. Дмитрий:

    Привет всем! Есть еще одна техника твердого отказа, называется заезженная пластинка. Нужно постоянно повторять одну и тужу фразу, отрицающую просьбу собеседника. как бы он не пробовал кас убедить, постоянно только одна фраза. В конце-концов он сольется 😉

    Ответить
    1. eun:

      Если ещё к этой фразе добавить несколько дововодов подтверждающих, что вы не просто говорите «нет», а сделали то-то и то-то в попытке помчь, то отказ будет успешным.

      Ответить
      1. Игорь:

        Если человек назойливый, то и доводов не хватит ему отказать

        Просто нужно сказать НЕТ и уйти

        Ответить
    2. Денис Крюков:

      Да,это хорошая техника, но трудно выполнимая.

      Ответить
      1. eun:

        Трудновыполнимая — состоит из нескольких легковыполнимых...

        Ответить
    3. Денис:

      Техникой заезженная пластинка хорошо владеют женщины.

      Заведут её и повторяют до бесконечности.

      Ответить
      1. Игорь:

        Ох и раздражает такая пластинка)))

        Я обычно дела нахожу и уезжаю на время))))

        Ответить
      2. Денис:

        Уезжать из дома неправильно.

        Не надо поважать, не исправится никогда.

        Ответить
        1. Игорь:

          Я сам знаю как мне поступать. Это как бы в своем роде манипуляция с моей уже стороны))))

          Ответить
  4. Дмитрий:

    Нет, я не согласен, что жизнь это игра. Тут все слишком серьезно.

    Ответить
    1. eun:

      Все правильно — серьёзная игра (или игра по-крупному).

      Ответить
  5. eun:

    Третий сценарий применяется большинством и в деловой переписке. И, похоже, это стало «классика жанра».

    P.S. Исправьте «то он сообразить»

    Ответить
  6. Дмитрий:

    Эти сценарии нужно дополнить техникой «Как врать и не краснеть» 😉 Чтобы верили твоим аргументам, а то ведь зачастую видят, то ты говоришь неправду, когда отказываешь...

    Ответить
    1. Денис Крюков:

      Не врать, а играть. «Мир — театр, а люди в нем актеры» (Шекспир)

      Ответить
      1. Дмитрий:

        По-моему, Шекспир пошутил насчет театра, мира и людей. А все теперь используют эту фразу где попало. Ясно же и понятно, что мир не театр, а люди совсем не актеры — притворяемся играем, но это уже не игра, а часть жизни...Здесь все по серьезному, не до игры...

        Да, Денис, eun прав, опечатка у тебя в сценарии Отсрочка: «то он сообразить»

        Ответить
        1. Денис Крюков:

          Но ведь даже не в игре, можно играть. Это ведь метафора, она необязательно на все 100 совпадает с реальностью.Можно любую жизненную серьезность превращать в игру. Он того она не станет менее серьезной.

          Ответить
  7. Дмитрий:

    Всем здравствуйте!

    Почти все эти сценарии так или иначе применяются в жизни. Но часто бывает, что после их применения возникает конфликт. Просящий обижается на тебя из-за отказа, а если это происходит 2-3 раза, то с человеком можно разойтись

    Ответить
    1. Денис Крюков:

      Конфликты неизбежны, но чем больше искренности и принятия других, тем меньше конфликтов

      Ответить
  8. GriFus:

    Кстати, очень понравилась новая расцветка главной страницы! Приятный цвет. Белый глаза резал. И комментарии стали яркими, а то тускло все было. Я вообще читать не могла...

    Ответить
    1. Дмитрий:

      А мне не очень. Хотя кому как. Белый нейтральный, хорошо смотрится на на фоне темных тонов. А насчет яркости комментов — согласен, так лучше.

      Ответить
      1. Игорь:

        Светлые тона легче воспринимаются.Я с ярких и блестящих блогов быстро убегаю

        Ответить
        1. Денис Крюков:

          Да, согласен, яркость, особенно если очень много разных цветов отталкивает. Так, кажется, легче воспринимается, легкие тона, правда надписей всяких много...

          Ответить
          1. Игорь:

            Ну смотря каких надписей, если в тему статей то ничего страшного, ну а если рекламные ссылки и все такое, то тоже иной раз накаляет

            Ответить
    2. Денис Крюков:

      Постоянно что-то доделываю, изменяю. Многое самому не нравится, приходиться дорабатывать

      Ответить
      1. Игорь:

        Ну так я тоже самое на начальных этапах делал, над блогом эксперементировал и учился

        Ответить
  9. GriFus:

    Здравствуйте! 7-й пункт обычно используют только по отношению к близким людям. Что-то не представляю, чтобы это прокатило в отношении начальства.

    Ответить
    1. eun:

      Прокатывает, если аргументы веские, правда часто с отложенным эффектом.

      Ответить
    2. Денис Крюков:

      GriFus, ну почему же, в любом деле есть его оборотная сторона, всякие изменения в лучшую строну, обратной стороной имеют нечто негативное. Так что с начальством, если все грамотно обставить, может и прокатить

      Ответить
    3. Игорь:

      А у меня этот пункт, частенько прокатывает.Но если начальник самодур, то не прокатит

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

Открыть чат
1
Напишите мне в чат
Здравствуйте!
Если Вы хотите больше узнать о моих услугах и записаться на прием - напишите мне в whatsap