6:39
Автор: Рубрика: Конфликты и отношения 16 комментариев

4 стадии преодоления конфликта  

...Истина не рождается в споре,

она рождается

в откровенном и искреннем разговоре...


 

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!  

 

В настоящее время, для улучшения отношений между людьми применяются различные психологические способы преодоления конфликтов.

Существует множество техник, призванных устранить последствия межличностных противостояний и ссор и сгладить негативные последствия конфликта. 

Подобные техники уже представлены мною в статьях:

Что делать, если я часто конфликтую с людьми?

Устали от ссор? Вам поможет техника активного слушания.     

В данной статье я предлагаю

рассмотреть довольно простую, но очень эффективную методику

преодоления конфликтов и их проработки

Всем хорошо известны тяжелые переживания, связанные с соперничеством, ссорами, скандалами и спорами.

Все могут легко представить переливчатый спектр негативных последствий конфликтного соперничества.  

Поэтому желательно знать то, как избежать конфликта, знать, как помириться после ссоры.

Кроме того, нужно владеть специальными умениями, навыками и способами, позволяющими понять то, как разрешить конфликт и избежать острого противостояния.  

Ниже представлен один из таких способов.

Я назвал его методом структуризации конфликта. Он состоит из 5 стадий или шагов.  


Для начала небольшое теоретическое отступление.

Вопрос: почему очень часто сложно увидеть выходы из конфликтной ситуации? Почему очень сложно понять, как вести себя во время и после конфликта?

Дело в том, что конфликт наполняет нас сильными негативными эмоциями и переживаниями.

Это шоры, которые мешают нам адекватно и точно воспринимать ситуацию.

В этом случае сам конфликт, его участники, причины и последствия  представляются нами в несколько искаженном виде.

Мы плохо понимаем, что делать дальше, как поступить, как избежать конфликта, как выбраться из ситуации

и как решить проблему

Задача метода структуризации конфликта – частично снять зависимость от эмоций и негативных переживаний.

Кроме того, он позволяет «разложить конфликт по полочкам» — то есть структурировать его, сделать более понятным, а также создать более чёткую модель развития конфликта, увидеть основные его причины, условия возникновения и разработать алгоритм решения.


Итак, …

«Метод структуризации»

или как разрешить конфликт 

Вам необходимо найти 15-20 минут свободного времени, спокойное место, преодолеть лень и сопротивление, которые обычно мешают нам на пути к улучшению нашей жизни.

 Далее, сосредоточьтесь на конфликте и выполните следующие пять шагов (или стадий) по его преодолению.

 Стадия 1.

Я – наблюдатель конфликта 

Это самый трудный шаг. Но он необходим.

Нужно  представить, что вы наблюдаете конфликт со стороны. Можно увидеть себя в образе эксперта-конфликтолога из другой страны или города.

Закрыв глаза, рисуете в воображении конфликтную ситуацию и спокойно наблюдаете за ней. Старайтесь выйти из эмоциональных рамок конфликта.

Вы не есть этот конфликт, вы не есть и эмоции, связанные с ним. Вы – сторонний наблюдатель.

Постарайтесь воспроизвести в памяти все детали конфликта, слова и действия.

Пусть сцена конфликта вновь и вновь проигрывается в вашем воображении, но вы остаетесь просто сторонним наблюдателем.        

Если вам сложно отрешиться от эмоций и негативных переживаний, то воспользуйтесь техникой наблюдения конфликта со стороны, которую мы совсем недавно отрабатывали с участниками одного из тренингов антиконфликтного поведения

Вам понадобится лист А4.

Поделите его вертикально на три равных части (см. таблицу ниже)

В центральной части кратко опишите конфликт. В левом блоке напишите свое имя, в правом – имя представителя (- ей) противоположной стороны конфликта.

Эффект усилиться, если использовать фотографии участников конфликта или рисунки.

Это выглядит примерно так:  

 

 

Я …. такая-то (такой-то).

 

 
Я поссорилась с И.И.

Он пригрозил увольнением.

Я высказала ему все, что думаю.

Теперь очень сильно переживаю и боюсь,

что действительно меня уволят.
И.И. – представитель другой стороны конфликта.

Расположите этот лист прямо перед собой и наблюдайте конфликт.

При этом можно использовать технику успокаивающего дыхания, описанную в статье:

«Как победить стресс и избавиться от вечного напряжения».   

Через пару минут наблюдения выпишите под своим именем все эмоции, которые испытывали во время конфликта и испытываете в данный момент.

То же самое сделайте в отношении имени вашего соперника. Многие спросят: «А как это?».

Так пишите, то, что по вашему предположению чувствует и чувствовал ваш соперник в отношении данного конфликта.

Не знаете что? Тогда просто включите фантазию и придумайте за него!     

В чём суть данного шага по преодолению конфликта. Все очень просто.

Пространственное дистанцирование или отдаление конфликта, автоматически создает и психологическое дистанцирование от него.

Хоть на чуть-чуть, но вы окажетесь его сторонним наблюдателем.

К тому же срабатывает правило проекции: мы чувствуем эмоциональное облегчение, и нам легче управлять ситуацией и делать правильный выбор,

если мы удаляем из себя с помощью слов (т.е. вербализуем) мучащие нас образы этой ситуации и связанные с ней чувства и эмоции.    

 Стадия 2.

Я – летописец конфликта

Детально описываете конфликт на бумаге (именно на бумаге!). Что произошло, где, когда и как.

Не нужно проводить анализ. Сделайте простое описание, короткими предложениями.

В конце вновь выпишите, какие эмоции и чувства испытывали и испытываете в отношении конфликта и его участников.   

Важно сделать описание конфликта, как со своей позиции, так и с позиций других участников конфликта.

Если их много, то хотя бы с позиций самых значимых для вас людей.

Обязательно пропишите эмоции и чувства, которые, как вы предполагаете, переживают ваши соперники.

Цель данной стадии: вывести на бумагу, а, значит, дистанцироваться от внутреннего образа конфликта, сделать его внешним объектом исследования.

Другая цель:  понять, что ваша позиция не единственная, есть и другие мнения, не менее важные и значимые.

Если нет желания расписывать конфликт, можете его нарисовать. Цели те же. А лучше сделать и то и другое.

Так будет эффективнее проработан конфликт.    

Близки к этой теме статьи: 

«Не ори на меня!»: приступы агрессии в повседневной жизни

Борьба с агрессией и гневом: техника 5 шагов

 Стадия 3.

Я – аналитик конфликта

Анализируются причины конфликта и его последствия.

В принципе, необязательно определять все причины и последствия, достаточно самых основных.

Также очень важно определить негативные и позитивные стороны конфликта.

Постараться отыскать то, что может для всех участников конфликта выступить ресурсным фактором его разрешения.

То, что может помочь понять, как разрешить конфликт, сгладить его, примерить его участников.

Здесь же нужно определить, чему вас учит этот конфликт, почему он делает вас опытнее и успешнее.

Все это также кратко прописывается на листке бумаги. (Вспомним правило проекции!!!).      

Стадия 4.

Я – управляющий конфликтом 

На этой стадии моделируется то, каким образом будут преодолеваться негативные последствия конфликта.

Здесь же формируется общий алгоритм его разрешения, разрабатываются способы преодоления конфликтов. 

Как правило, на этой стадии вы начинаете воспринимать конфликт по-другому, более позитивно, и снимаете лишние эмоциональные зависимости от него, он становится более понятным и определенным.    

Данная техника, направленная на преодоление конфликта, достаточно эффективна.

Хотя бы минимальный положительный эффект от ее применения обнаруживается практически во всех случаях.

 Даже если вам и не удастся с ее помощью полностью разрешить конфликт, то, по крайней мере, вы сможете увидеть ситуацию с другой стороны, проработать часть негативных эмоций и наметить алгоритм дальнейших действий, направленных на разрешение конфликтной ситуации.      

До встречи в следующей статье!

Следите за обновлениями блога.

В следующей статье я представлю эффективную

методику борьбы со стрессом.

Удачи в делах и искренности в отношениях!    

© Денис Крюков

 


Вместе с это статьёй читайте:


 

Автор: Денис Крюков

Получать сообщения о новых статьях на почту

Введите свой E-MAIL :

16 комментариев
  • Ольга

    если вовремя не начать огрызаться, просто «сядут на шею»,хотя исходя из других источников,как следует вести себя: просто на таких людей не обращают внимания, они недостаточно удовлетворены своей жизнью и весь негатив хотят сбросить на других.

    2016-09-30 в 10:56 | Ответить
    • Игорь

      Все зависит от ситуации, а то и не вовремя можно огрызнуться или не в том месте и не стем человеком))))

      2017-01-07 в 10:18 | Ответить
      • Денис Крюков

        Да, от ситуации зависит не мало. Нужно быть пластичным и адаптивным))))

        2017-01-08 в 7:30 | Ответить
        • Игорь

          В этом ты прав Денис))))

          2017-01-11 в 11:02 | Ответить
  • Ольга

    если вовремя не начать огрызаться, просто «сядут на шею»,хотя исходя из других источников,как следует вести себя: просто на таких людей не обращают внимания, они недостаточно удовлетворены своей жизнью и весь негатив хотят сбросить на остальных.

    2016-09-30 в 10:56 | Ответить
    • Игорь

      И таких людей много. А сбросив негатив на других, сами расслабляются)))

      2017-02-02 в 8:38 | Ответить
    • Денис

      Таких людей полно. Спать спокойно не будут, если не поругаются с кем то.

      2017-04-15 в 11:20 | Ответить
      • Игорь

        Наверное они в это время, впитывают энергию оппонента))))

        2017-04-20 в 6:39 | Ответить
      • Денис

        Может впитывают чужую энергию, может сами разряжаются на других.

        2017-05-11 в 11:04 | Ответить
  • Ольга

    ну не бывает без конфликтов в женском коллективе или там, где найдется одна кобра и начнет потихоньку «съедать» остальных. Во многом все зависит от руководства.

    2016-09-30 в 10:54 | Ответить
    • Игорь

      Эта кобра просто завидует всем и все такое

      2016-10-02 в 1:52 | Ответить
  • Игорь

    Еще по молодости я участвовал в большом конфликте с начальником, наговорили друг другу, пригрозил уволить.Я собрался и пригрозил компроматом, которого у меня не было.После этого конфликт и наезды были исчерпаны :mrgreen:

    Ну конечно я отошел от темы немного

    2016-09-29 в 9:02 | Ответить
  • Дмитрий

    Привет всем! Я сейчас работаю в продажах, пробовал эту технику и техники из публикации 10 правил, которые помогут выиграть спор, в конфликтах с клиентами и начальством. В принципе, если постоянно тренироваться, не забывать использовать, то реально помогает.

    2016-09-06 в 4:26 | Ответить
    • Денис Крюков

      Да, Дмитрий, нужно постоянно оттачивать навык, иначе теряется... Другими словами, нужно постоянно вступать в конфликты, что бы ументь из них выходить (шутка)))))

      2017-02-04 в 11:03 | Ответить
  • Дмитрий

    Привет-привет! Я так понимаю, что польза от этой техника от того, что она диссоциирует от конфликта, позволяет посмотреть на него со стороны?

    2016-07-17 в 3:08 | Ответить
    • Денис Крюков

      Да, Дмитрий, все верно — дистанцирование и наблюдение со стороны. Кроме того, я называю эту технику техникой переваривания конфликта, т.к. она позволяет поработать с конфликтом, рассмотреть с разных сторон, попробовать на вкус, прощупать его, другими словами, познакомиться ним по ближе. После этого, отношение к конфликту немного меняется, он становится другим, менее острым, словом, переваривается... А иногда находится и выход их него.

      2016-07-17 в 5:00 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: